Фрагмент отчета кэптена Фокса

о боевом походе на подводной лодке М-34 в 9.1941.

Кэптен Фокс, 37 лет, офицер-подводник ВМС Великобритании, прибыл в Советский Союз в 1941 году для работы на кораблях, оказания помощи и консультаций в составе английской военно-морской миссии представителей Великобритании в СССР. С 18.9.1941 по 23.9.1941 ему была предоставлена возможность выйти в боевой поход из Балаклавы в район Констанцы на подводной лодке М-34 (командир – Н. И. Голованов). В своих воспоминаниях и в рапорте на имя командира бригады кэптен интересно описывает этот поход, сравнивая технический уровень и тактику советских и английских подводников:

"Я имею много друзей на наших лодках, я уверен, что никто из них на мои замечания обижаться не будет. Замечания будут очень откровенными и будут касаться разницы в несении службы английскими и советскими подводными лодками, которые работают в разных условиях. Много дерева на мостике и в надстройке (спасательные пояса, крюк, деревянный трап). При бомбардировке всё это может всплывать и обнаруживать местонахождение субмарины. Я был удивлён, что лодка не погрузилась сразу после выхода с базы. Я также был удивлён, что субмарина в дневное время шла прямым курсом, не делая зигзагов. Английские лодки всегда ходят зигзагообразным курсом днём и даже в светлые ночи. Я считаю, что освещение репитера в боевой рубке очень яркое, на английских подводных лодках на репитерах установлены реостаты, увеличивающие или уменьшающие освещение.

На английских субмаринах категорически запрещено пользование надводным гальюном в военное время, при необходимости – срочное погружение займёт много времени. Несение вахты в две смены очень трудно для командного состава, особенно устаёт командир лодки. Работа моторов рулей, подъёма перископа и дифферентовочной помпы производит много шума. Регенерация воздуха очень хорошая, лучше, чем на английских подводных лодках. Гидроакустика недостаточно хорошая, надеюсь, что лодки должны быть снабжены приборами "Асдик". Слишком много звонков и ревунов в то время, как можно было бы передавать команды голосом. При атаке я считаю, что командир должен был выпустить не одну, а две торпеды. Во время бомбардировки командный и рядовой состав были совершенно спокойны и вели себя очень хорошо. Я также рекомендовал бы, если это возможно, поставить на резиновые амортизаторы все наиболее важные приборы и механизмы. Конструкция русских подводных лодок показывает, что они могут переносить глубинные бомбы. Если попала подходящая цель, и лодка вышла в атаку – не надо жалеть торпед, надо выпускать столько в залпе, сколько позволяет конструкция торпедных аппаратов. Посылай во врага всё, что ты можешь! Я благодарен командиру и команде за их большую любезность и хорошее отношение к пассажиру на их боевой и очень чистой подводной лодке. Ваша лодка является лучшим, что я когда-либо видел."

Использованные источники:

1. Владимир Римкович (капитан 2 ранга запаса, ветеран-подводник) – "We will remember them (мы будем помнить их)". Статья с сайта http://nonprofit.org.ua.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ