Щ-216

 

 Щ-216

 

 

Серия

X-бис

 

Дата закладки

23.7.1939

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1085

Дата спуска на воду

30.5.1940

Дата вступления в строй

17.8.1941

Командиры

22.6.1941 – 2.1944

Г.Е. Карбовский

Карьера

22.6.1941 – 17.8.1942

 

17.8.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 2.1944

Отд. дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок ЧФ

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

14 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (283 суток). Выполнила 6 торпедных атак, в результате которых потопила 10.10.1942 румынский транспорт "Карпати" (4336 брт) и повредила 6.8.1943 германский танкер "Фируз" (7327 брт).

Судьба

10-29.2.1944 не вернулась из 14-го боевого похода, пропав без вести в районе мыса Тарханкут (50 членов экипажа погибло).

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, проходя заводские испытания  в  Николаеве.

3.7.1941 перешла из Николаева в Севастополь.

14.8.1941 вышла из Севастополя и 15.8.1941 прибыла в Феодосию.

1-й боевой поход (20 суток):

24.8.1941 в 14.24 вышла из Феодосии в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.9.1941 в 17.45 возвратилась в Феодосию.

3.10.1941 вышла из Феодосии и 4.10.1941 прибыла в Туапсе.

2-й боевой поход (18 суток):

16.10.1941 в 17.30 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну.

Утром 19.10.1941 прибыла на позицию.

20.10.1941 севернее Босфора обнаружила одиночный буксир. В 22.07 с дистанции 5 кабельтовых атаковала из надводного положения торпедой. Из-за опоздания с выпуском торпеды при стрельбе на циркуляции цель осталась непораженной (зарубежных данных нет).

Днем 31.10.1941 обнаружила, но не смогла атаковать одиночный транспорт из-за большого расстояния и неправильного маневрирования.

Вечером 1.11.1941 начала возвращение в базу.

3.11.1941 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (19 суток):

27.11.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну.

Встреч с кораблями противника не имела.

В ночь на 14.12.1941 начала возвращение в базу.

16.12.1941 в 10.15 вернулась в Туапсе.

25.1.1942 вступила в строй после навигационного ремонта.

4-й боевой поход (19 суток):

15.2.1942 в 16.00 вышла из Туапсе на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

18.2.1942 в 3.00 прибыла на позицию.

В ночь на 21.2.1942 из-за дрейфа во время шторма оказалась в районе Босфора.

21.2.1942, 28.2.1942, 1.3.1942, 2.3.1942 и 3.3.1942 имела встречи с плавающими минами.

22-26.2.1942 после возвращения на позицию имела многочисленные встречи со шхунами, но, считая их турецкими, командир отказывался от атаки.

Утром 27.2.1942 обнаружила одиночный транспорт, шедший в южном направлении, однако попытка атаковать его сорвалась из-за заклинивания горизонтальных рулей и тумана. Повторная попытка атаковать этот же транспорт сорвалась из-за невыгодного курсового угла цели.

28.2-3.3.1942 имела многочисленные встречи со шхунами, но, считая их турецкими, командир отказывался от атаки.

3.3.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

6.3.1942 в 10.27 прибыла в Туапсе.

1-й транспортный поход (3 суток):

8.3.1942 вышла из Туапсе в Севастополь с оперативными документами штаба Черноморского флота.

10.3.1942 с 5.00 до 6.00 передала документы на БТЩ-413 в подходной точке фарватера № 3.

11.3.1942 в 12.40 вернулась в Туапсе.

24.3.1942 при налете авиации противника на Туапсе легко ранен командир лодки Г.Е. Карбовский.

5-й боевой поход (19 суток):

28.3.1942 в 20.27 вышла из Туапсе на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

30.3.1942 в 5.00 прибыла на позицию.

До 8.4.1942 патрулировала в районе мыса Зейтин-Бурну – Василико. За время нахождения на позиции обнаружила 8 шхун, двигавшихся в направлении Бургаса, и 6 шхун – в направлении Босфора. 4 раза погружалась от самолетов. 7.4.1942 вышел из строя зенитный перископ.

9.4.1942 перешла в восточную часть позиции, где встреч с кораблями противника не имела.

13.4.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

16.4.1942 в 16.10 прибыла в Поти.

27.4.1942 перешла из Поти в Батуми.

2.5.1942 вышла из Батуми и 3.5.1942 прибыла в Туапсе, где начала текущий ремонт.

1.7.1942 вышла из Туапсе и 2.7.1942 прибыла в Поти.

4-17.7.1942 прошла докование в Поти.

26.7.1942 перешла из Поти в Батуми.

31.7.1942 вышла из Батуми и 1.8.1942 прибыла в Туапсе.

9.8.1942 перешла из Туапсе в Поти.

12.8.1942 перешла из Поти в Батуми и вступила в строй после ремонта.

6-й боевой поход (19 суток):

17.8.1942 в 0.25 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

20.8.1942 прибыла на позицию.

За время патрулирования много раз наблюдала шхуны (20 шхун вошли в Бургасский залив, 13 – вышли), но ни разу не встретила транспорты противника.

2.9.1942 начала возвращение в базу.

5.9.1942 в 17.30 прибыла в Батуми.

9.9.1942 перешла из Батуми в Поти.

11.9.1942 перешла из Поти в Батуми.

7-й боевой поход (21 сутки):

27.9.1942 в 20.55 вышла из Батуми на позицию № 44 в район мыса Олинька.

1.10.1942 в 6.00 прибыла на позицию.

1-6.10.1942 маневрировала в 15-20 милях от берега.

Утром 7.10.1942 обнаружила на рейде Сулины конвой, при сближении с которым кратковременно села на мель. В 13.48 выпустила 2 торпеды с дистанции 12 каб. из подводного положения по землечерпалке и шаланде из состава конвоя (землечерпалка и 2 паровые шаланды в охранении 4-х сторожевых катеров и миноносца), вышедшего из порта. Через 2 минуты были услышаны 2 взрыва, при осмотре горизонта замечены клубы черного дыма. По зарубежным данным – промах, торпеды взорвались при ударе о мол.

8.10.1942 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.

10.10.1942 в точке 44°57,0' с.ш./ 29°46,6' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т) и 2-х сторожевых катеров (в действительности – германские моторные тральщики "R 165" и "R 166"). В 22.44 с дистанции 6 каб. из надводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту (схема). Через 1 минуту наблюдалось попадание торпеды и гибель транспорта. По зарубежным данным потоплен румынский транспорт "Карпати" (4336 брт), перевозивший 3514 т германского военного имущества, в том числе разобранные бараки и уголь (4 погибших). Моторные тральщики "R 165" и "R 166" контратаковали лодку, сбросив на безопасном от нее удалении 6 глубинных бомб.

12-13.10.1942 несколько раз обнаруживала сторожевые катера и самолеты противника.

14.10.1942 в 22.00 начала возвращение в базу.

18.10.1942 в 0.00 прибыла в Батуми.

21.10.1942 перешла из Батуми в Поти.

4.11.1942 перешла из Поти в Батуми.

8-й боевой поход (19 суток):

18.11.1942 в 12.30 вышла из Батуми в район мыс Олинька – Портицкое гирло (позиция № 44-45).

21.11.1942 прибыла на позицию.

Большую часть времени маневрировала в районе южнее острова Фидониси.

Вечером 27.11.1942 обнаружена и атакована сторожевым катером противника, сбросившим 6 глубинных бомб. На лодке вышли из строя: ГАС, лаг, эхолот, множество измерительных приборов и некоторые механизмы. Крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, в легком корпусе образовались вмятины.

29.11.1942 переведена в район мыс Тарханкут – Евпатория на позицию № 49 в связи с набеговой операцией кораблей Черноморского флота.

4.12.1942 начала возвращение в базу.

7.12.1942 в 19.30 прибыла в Батуми.

9-й боевой поход (20 суток):

1.2.1943 в 18.00 вышла из Батуми на позицию № 53 в район мыса Тарханкут.

5.2.1943 в 7.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

17.2.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

21.2.1943 в 11.10 прибыла в Батуми.

10-й боевой поход (20 суток):

24.3.1943 в 21.00 вышла из Батуми на позицию № 72 в район Одесса – мыс Тарханкут.

29.3.1943 в 23.35 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.4.1943 в 20.30 начала возвращение в базу.

13.4.1943 в 19.00 прибыла в Батуми.

11-й боевой поход (20 суток):

27.5.1943 в 19.55 вышла из Батуми на позицию № 84 к южному побережью Крыма.

В ночь на 30.5.1943 получила приказ занять позицию № 82б в районе мыса Тарханкут.

31.5.1943 в 4.42 прибыла на позицию.

Вечером 12.6.1943 обнаружила конвой барж, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.

13.6.1943 в 21.30 начала возвращение в базу.

16.6.1943 в 9.46 прибыла в Батуми.

12-й боевой поход (25 суток):

16.7.1943 в 20.30 вышла из Батуми на позицию № 85б в район Босфора.

20.7.1943 в 4.00 прибыла на позицию.

Утром 21.7.1943 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за профилактического бомбометания кораблей охранения.

Днем 29.7.1943 обнаружила конвой, но не смогла атаковать из-за поворота эскадренного миноносца из состава охранения на субмарину. Вечером был обнаружен другой конвой, но атака сорвалась из-за неправильного маневрирования.

6.8.1943 в точке 41°23' с.ш./ 29°11' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта и танкера (12500 т) в охранении 2-х эскадренных миноносцев и 3-4 сторожевых катеров. В 14.29 лодка произвела с дистанции 14 каб. из подводного положения 3-торпедный залп (схема). Через 2 минуты услышан глухой взрыв. По зарубежным данным в результате атаки попаданием торпеды в носовую часть поврежден германский танкер "Firuz" (7327 брт), перевозивший груз газойля. Румынский эскадренный миноносец "Regele Ferdinand" контратаковал лодку, сбросив 37 глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, арматура воздухопровода системы ВВД, была заклинена захлопка глушителя дизеля. В 18.36-20.30 на лодке слышали отдаленные взрывы глубинных бомб, которые были приняты за признаки продолжающегося преследования – группа ПЛО (германский большой охотник "Uj 116" и моторный тральщик) преследовала находившуюся неподалеку М-35.

7.8.1943 в 9.00 начала возвращение в базу.

10.8.1943 в 8.30 прибыла в Батуми.

11.8.1943 начала текущий ремонт, который продлился до середины ноября 1943 года.

13-й боевой поход (30 суток):

27.11.1943 в 18.30 вышла из Батуми на позицию № 93 в район мыса Тарханкут.

1.12.1943 в 4.00 прибыла на позицию.

В ночь на 4.12.1943 наведена подводной лодкой Щ-209 на конвой, но в точке ожидания обнаружена и обстреляна сторожевым катером противника, от которого уклонилась погружением. Утром обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.

Утром 8.12.1943 не смогла атаковать обнаруженный конвой из-за помех со стороны кораблей охранения и плохой управляемости.

23.12.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

27.12.1943 в 8.30 прибыла в Батуми.

14-й боевой поход (11 суток):

6.2.1944 в 19.45 вышла из Батуми на позицию № 101 в район северо-западнее мыса Тарханкут.

Утром 9.2.1944 прибыла на позицию.

10.2.1944 в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. обнаружила конвой в составе двух транспортов в охранении двух сторожевых катеров. В 2.50 выпустила из надводного положения 4 торпеды веером. С лодки наблюдали 2 взрыва и гибель транспорта водоизмещением 4000 т. По зарубежным данным входивший в состав группы кораблей ПЛО германский большой охотник "Uj 106" наблюдал взрыв торпеды в 100 м от правого борта. Некоторые источники приписывают лодке потопление германского транспорта "Петер" (3754 брт), что не соответствует действительности, так как этот транспорт был потоплен 22.9.1944 британской субмариной "Вэмпайр" в Эгейском море.

В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 50 членов экипажа). По плану должна была покинуть позицию 29.2.1944 и прибыть в Батуми 4.3.1944.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Атака германских больших охотников "Uj 103" и "Uj 106", контратаковавших неизвестную подводную лодку 17.2.1944 в 11.15 в 18 милях западнее мыса Тарханкут  в точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. (находившаяся на соседней позиции Щ-209 слышала отдаленные взрывы 34 глубинных бомб).  После бомбометания на поверхности появилось большое масляное пятно, лакированные деревянные обломки, сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.

2. Подрыв на мине заграждения S-77,  выставленного в 4,5-5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут.

3. Подрыв на плавающей мине.

4. Отказ техники или ошибка личного состава.

Список 47 членов экипажа подводной лодки Щ-216, не вернувшихся из 14-го боевого похода лодки

(по данным сайта "Штурм глубины")

Фамилия, имя, отчество

Год. рожд.

Должность

Звание

Партийность

1

Карбовский Григорий Ефстафьевич

1903

ком-р ПЛ

кап. 3 р.

чл. ВКПб

2

Ларионов Геннадий Алексеевич

1917

пом. к-ра ПЛ

ст. лейт.

чл. ВЛКСМ

3

Любимов Евгений Васильевич

1916

ком. БЧ-1

ст. лейт.

чл. ВКПб

4

Глотов Никифор Васильевич

1919

ком. БЧ-3

ст. лейт.

чл. ВКПб

5

Лейн Илья Абрамович

1919

ком. БЧ-5

ст. инж/лт.

чл. ВКПб

6

Славин Павел Андреевич

1915

нач. сан. сл.

кап. м/с

чл. ВЛКСМ

7

Швец Иван Константинович

1915

боцман

гл. старш.

беспарт.

8

Бубнов Алексей Иванович

1914

боцман (Щ-207)

ст.1 ст.

беспарт.

9

Белоусов Степан Трофимович

1920

рулевой

ст. красн-ц

чл. ВЛКСМ.

10

Минчев Петр Николаевич

1923

рулевой

красн-ц

чл. ВЛКСМ

11

Плаксин Григорий Сергеевич

1924

рулевой

красн-ц

чл. ВЛКСМ

12

Кузнецов Павел Фомич

1921

рулевой

красн-ц

чл. ВЛКСМ

13

Лесников Петр Иосифович

1921

кр. отд. ЭНП

красн-ц

чл. ВЛКСМ

14

Косульников Евгений Александрович

1919

кр. отд. арт.

ст. 2 ст.

к-т ВКПб

15

Горохов Василий Дмитриевич

1917

ст. гр. торп.

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

16

Морозовский Алексей Владимирович

1914

кр. отд. торп.

ст. 2 ст.

чл. ВКПб

17

Пересыпкин Николай Федорович

1921

ст. торпед.

ст. красн-ц

к-т ВКПб

18

Литвиненко Иван Петрович

1923

торпедист

красн-ц

чл. ВЛКСМ

19

Ефимов Герман Астафьевич

1914

старш.рад-т

гл. старш.

чл. ВКПб

20

Сомов Алексей Николаевич

1919

кр. отд. рад.

красн-ц

чл. ВЛКСМ

21

Фадеев Андрей Михайлович

1922

г/акустик

красн-ц

чл. ВЛКСМ

22

Самойленко Виктор Иванович

1922

г/акустик

красн-ц

чл. ВЛКСМ

23

Ткаченко Иван Федорович

1920

кр. отд. СКС

ст. 2 ст.

чл. ВЛКСМ

24

Свистун Федор Петрович

1910

ст. гр. мотор.

гл. старш.

чл. ВКПб

25

Сигаев Анисим Филиппович

1915

моторист

красн-ц

беспарт.

26

Баранов Иван Федорович

1929

ст. моторист

ст. красн-ц

чл. ВКПб

27

Сауние Сергей Михайлович

1920

ст. моторист

ст. красн-ц

чл. ВЛКСМ

28

Фомин Виктор Васильевич

1921

моторист

красн-ц

к-т ВКПб

29

Максименко Алексей Илларионович

1924

моторист

красн-ц

беспарт.

30

Байков Михаил Иванович

1915

ст. гр. элект.

гл. старш.

беспарт.

31

Черняев Иван Никитович

1915

кр. отд. элект.

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

32

Гуренко Илья Григорьевич

1921

ст. электрик

ст. красн-ц

чл. ВКПб

33

Дроздов Федор Алексеевич

1921

электрик

красн-ц

чл. ВЛКСМ

34

Гулидов Иван Иосифович

1923

электрик

красн-ц

беспарт.

35

Перегородов Владимир Лукьянович

1921

электрик

красн-ц

чл. ВЛКСМ

36

Паншин Евгений Васильевич

1912

ст. гр. трюм.

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

37

Грузан Степан Тихонович

1916

кр. отд. трюм.

ст. 1 ст.

чл. ВКПб

38

Рапотин Иван Иванович

1921

трюмный

красн-ц

чл. ВКПб

39

Бурчак Иван Дмитриевич

1919

трюмный

красн-ц

чл. ВКПб

40

Иванов Иван Петрович

1921

кок

ст. 1 ст.

беспарт

41

Черне Григорий Моисеевич

1919

строевой

красн-ц

чл. ВКПб

42

Нудьга Николай Иванович

1923

комендор

красн-ц

беспарт.

43

Гришкин Сергей Анисимович

1924

г/акустик

красн-ц

беспарт.

44

Растилов Григорий Александрович

1919

трюмный

красн-ц

беспарт.

45

Комаров Михаил Дмитриевич

1919

курсант

мичман

чл. ВКПб

46

Жуков Петр Петрович

1919

курсант

мичман

чл. ВКПб

47

Астанин Юрий Андреевич

1919

курсант

мичман

чл. ВКПб

Неточности и несоответствия:

1. В источнике [2] в тексте приведено время атаки 20.44, а на схеме атаки – 22.44. Скорее всего, время в тексте указано берлинское, а на схеме – московское.

2. Столь юный возраст для члена ВКПб вызывает уверенность, что это чья-то опечатка.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Сайт "Штурм глубины".

Ограждение рубки подводной лодки Щ-216

Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002)

Щ-216 – единственная черноморская подлодка X-бис серии

Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002)

Щ-216 на рейде Батуми, 1943 г.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ