Щ-215

22.7.1944

Щ-215

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

27.3.1935

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1039

Дата спуска на воду

11.1.1937

Дата вступления в строй

21.4.1939

Командиры

22.6.1941 – 20.7.1941

20.7.1941 – 9.2.1942

9.2.1942 – 23.10.1942

23.10.1942 – 18.5.1944

10.6.1944 – 9.5.1945

В.Я. Власов

Г.П. Апостолов

В.А. Коршунов

М.В. Грешилов

А.И. Стрижак

Карьера

1939

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 9.5.1945

Черноморский флот

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

14 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (312 суток). Выполнила 19 торпедных и 2 артиллерийские атаки, в результате которых потопила 18.11.1941 турецкий транспорт "Енидже" (428 брт), 30.8.1943 – германский транспорт "Тисбе" (1782 брт), 15.11.1943 – германскую быстроходную десантную баржу "F 592" (в [1] название потопленной БДБ указывается как "MFP-418"), 5.8.1944 – турецкую шхуну "Мефкуре" (53 брт), 24.8.1944 – болгарскую парусно-моторную шхуну "Вита" (240 брт). 24.5.1943 легко повредила германский моторный тральщик "R 164".

Судьба

13.3.1953 выведена из боевого состава и переформирована в опытовую подводную лодку, а 29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила  в  Николаеве, где осуществляла текущий ремонт.

19.7.1941 перешла из Николаева в Одессу.

20.7.1941 перешла из Одессы в Севастополь.

3.8.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (21 сутки):

4.8.1941 в 20.35 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 1 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

Встреч с кораблями противника не имела.

Днем 25.8.1941 возвратилась в Севастополь.

25.8.1941 вышла из Севастополя и 26.8.1941 прибыла в Феодосию.

2-й боевой поход (17 суток):

5.10.1941 в 6.00 вышла из Феодосии на позицию № 13 в район мыса Эмине.

7.10.1941 в 6.00 прибыла на позицию, где днем обнаружила, но не смогла атаковать отряд румынских минных заградителей из-за появления дифферента и плохой подготовки личного состава. Вечером также не смогла атаковать румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand" и "Marasesti", совершавшие переход из Варны в Констанцу.

Утром 9.10.1941 не смогла атаковать румынскую канонерскую лодку из-за плохого управления горизонтальными рулями. В 12.28 в районе мыса Ак-Бурну выстрелила с дистанции 7 кабельтовых из подводного положения одной торпедой 45-36 по румынской канонерской лодке. Торпеда прошла мимо цели. Зарубежных данных нет, по-видимому, атакована румынская канонерская лодка "Ghiculescu" или "Dumitrescu", входившая в состав охранения минного заградителя "Мурджеску".

В ночь на 10.10.1941 получила приказ командира 1-й бригады подводных лодок занять позицию № 21 в районе Варны.

Днем 16.10.1941 из-за большой дистанции не смогла атаковать румынский минный заградитель "Дачия".

Вечером 19.10.1941 начала возвращение в базу.

22.10.1941 в 17.00 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (19 суток):

13.11.1941 в 13.00 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну.

Утром 16.11.1941 прибыла на позицию.

18.11.1941 обнаружила в точке 42°12,1' с.ш./ 27°57,9' в.д одиночный транспорт (3500-4000 т) без марок нейтралитета с плохо различимым флагом. В 16.37 выстрелила с дистанции 4 кабельтовых из подводного положения одной торпедой 45-36. Через 40 секунд после выстрела наблюдалось попадание торпеды и через 3 минуты гибель транспорта. Потоплен турецкий транспорт "Енидже" (428 брт), следовавший в балласте из Бургаса в Стамбул (12 погибших).

29.11.1941 начала возвращение в базу.

2.12.1941 в 11.20 прибыла в Туапсе.

4-й боевой поход (18 суток):

9.1.1942 в 19.12 вышла из Туапсе на позицию № 26 в район мыса Олинька, имея указание командира 4-й дивизиона подводных лодок ЧФ из-за минной опасности действовать восточнее меридиана 31°.

11.1.1942 в 17.00 прибыла на позицию.

13.1.1942 обнаружила 2 плавающие мины.

14.1.1942 обнаружила плавающую мину.

16.1.1942 имела 5 касаний минрепов плавающих мин.

Встреч с кораблями противника не имела.

24.1.1942 в 22.22 начала возвращение в базу.

27.1.1942 в 14.30 прибыла в Туапсе.

11.3.1942 вышла из Туапсе и 12.3.1942 прибыла в Батуми.

5-й боевой поход (19 суток):

23.3.1942 в 19.15 вышла из Батуми на позицию № 36 в район восточнее мыса Эмине. Вечером по ошибке атакована нашим сторожевым катером, сбросившим 4 глубинных бомбы – вышел из строя амперметр трюмной помпы.

26.3.1942 в 7.00 прибыла на позицию.

За время патрулирования обнаружила 4 плавающих мины (3.4.1942, 7.4.1942 и 8.4.1942).

28.3.1942 и 29.3.1942 имела 3 случая касания минрепов плавающих мин.

Встреч с кораблями противника не имела.

8.4.1942 в 20.00 начала возвращение в базу.

11.4.1942 в 10.45 прибыла в Туапсе.

16.4.1942 вышла из Туапсе и 17.4.1942 прибыла в Батуми.

26.5.1942 перешла из Батуми в Поти.

27.5.1942 перешла из Поти в Батуми.

6-й боевой поход (17 суток):

6.6.1942 в 6.34 вышла из Батуми на позицию № 33 в район остров Фидониси – Георгиевское гирло реки Дунай.

8.6.1942 при переходе на позицию 4 раза подверглась атакам одиночных торпедоносцев противника, безрезультатно сбросивших на лодку 7 торпед.

10.6.1942 прибыла на позицию.

Днем и вечером 18.6.1942 в районе Сулины 3 раза обнаруживала пару румынских эскадренных миноносцев, выйти в атаку на которые не удалось из-за невыгодного курсового угла и высокой скорости целей.

20.6.1942 в точке 44°57,5' с.ш./ 29°44,5' в.д. обнаружила два румынских эскадренных миноносца типа "Regele Ferdinand". В 19.18 из подводного положения выстрелила с дистанции 7-8 каб. двумя торпедами по одному из них. Командир лодки наблюдал, как эсминец поднял флажный сигнал и уклонился от торпед. По зарубежным данным безуспешно атакованы германские катерные тральщики "FR 1" и "FR 11", которые контратаковали лодку, сбросив на безопасном удалении от субмарины 4 глубинные бомбы.

В ночь на 21.6.1942 в 15 милях юго-восточнее острова Фидониси безуспешно атакована подводной лодкой противника. Зарубежных данных нет – очевидно, ложный контакт.

23.6.1942 в 22.28 возвратилась в Батуми.

25.6.1942 перешла из Батуми в Поти.

26.6.1942 вышла из Поти и 27.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (5 суток):

28.6.1942 в 14.45 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов и 27 тонн бензина.

Вечером 30.6.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя.

1.7.1942 в 16.15 из-за незнания обстановки командир лодки начал возвращение в Новороссийск, не доставив груз в Севастополь.

За время похода неоднократно атаковывалась самолетами и торпедными катерами противника (особенно ожесточенно днем 2.7.1942 в районе южнее Херсонесского маяка). Всего за поход на лодке зафиксировано около 1000 взрывов.

3.7.1942 в 19.00 возвратилась в Новороссийск.

5.7.1942 вышла из Новороссийска и 6.7.1942 прибыла в Батуми.

7-й боевой поход (19 суток):

31.7.1942 в 6.00 вышла из Батуми на позицию № 38 в район Босфора.

Утром 3.8.1942 прибыла на позицию.

В течение похода маневрировала в 10-40 милях севернее входа в пролив Босфор.

Вечером 4.8.1942 обнаружила румынский конвой, но из-за большой дистанции не смогла атаковать его.

Вечером 16.8.1942 начала возвращение в базу.

19.8.1942 в 10.25 прибыла в Батуми.

21.8.1942 начала текущий ремонт со сменой аккумуляторных батарей, который завершился в начале октября 1942.

7.10.1942 перешла из Батуми в Поти.

8-й боевой поход (20 суток):

10.1.1943 в 18.40 вышла из Поти на позицию № 49 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

15.1.1943 в 0.00 прибыла на позицию.

Днем 20.1.1943 обнаружила конвой противника, но из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать его.

В ночь на 21.1.1943 обнаружила конвой противника, но из-за плохой видимости не смогла атаковать его.

Поздним вечером 23.1.1943 в точке 45°17' с.ш./32°39' в.д. обнаружила конвой противника в составе 2-х быстроходных десантных барж и буксира с баржей. В 22.23 из подводного положения последовательно выстрелила двумя торпедами с дистанции 6 каб. по БДБ и барже. Торпеды прошли под килями. После этого лодка всплыла и, перезарядив торпедные аппараты, продолжила следить за конвоем.

24.1.1943 в 1.05 произвела повторную атаку из надводного положения с 4 каб. по быстроходной десантной барже, выполнив 3-торпедный залп. Все торпеды прошли мимо. В 1.07 лодка обнаружена противником, обстрелявшим лодку из орудий. Субмарина открыла ответный артиллерийский огонь с 2 каб. (израсходовано 10 45-мм снарядов и 250 патронов к ДШК), командир наблюдал попадание 2 45-мм снарядов в БДБ (по зарубежным данным атакована германская быстроходная десантная баржа "F 125", сведений о повреждениях нет). В 1.09 в ограждение рубки лодки у шахты вытяжной вентиляции попал снаряд 75-88-мм (3 ранено). В 1.12 после того, как противник взял подлодку в "вилку" лодка погрузилась. Быстроходные десантные баржи сбросили 2 глубинные бомбы, причинившие субмарине незначительные повреждения.

26.1.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

30.1.1943 в 8.00 прибыла в Батуми.

9-й боевой поход (20 суток):

25.2.1943 в 17.00 вышла из Батуми на позиции № 53-54 (с 1.3.1943 – № 65) в район мыс Тарханкут – Евпатория.

1.3.1943 в 5.00 прибыла на позицию.

8.3.1943 в точке 45°17,7' с.ш./32°33' в.д. обнаружила конвой противника в составе танкера (6000-8000 т) и 2-х сторожевых катеров. В 17.52 из подводного положения произвела 3-торпедный залп с дистанции 3,5 каб. по танкеру. Промах – по зарубежным данным безуспешно атакован германский танкер "Волга-Дон". Субмарина контратакована румынской канонерской лодкой "Dumitrescu", сбросившей на большом расстоянии от лодки 4 глубинных бомбы.

13.3.1943 в точке 45°16,2' с.ш./32°32,7' в.д. обнаружила конвой противника в составе большой баржи (450 т) и 3-х быстроходных десантных барж. В 11.09 из подводного положения произвела 2-торпедный залп с дистанции 4,5 каб. по большой барже. Промах из-за потери управляемости перед залпом. По зарубежным данным безуспешно атакован венгерский транспорт "Будапешт". Преследования не было.

14.3.1943 в 0.00 начала возвращение в базу.

17.3.1943 в 11.37 прибыла в Батуми.

10-й боевой поход (18 суток):

14.5.1943 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 83 в район Севастополя. В этот же день расстреляла плавающую мину.

Днем 16.5.1943 расстреляла плавающую мину в точке 42°28' с.ш./39°57' в.д. Данное событие, приведенное в [2] представляется маловероятным, так как указанные координаты слишком далеко отстоят от мыса Меганом, где лодка в тот же день атакует конвой, и больше соответствуют уничтожению мины 14.5.1943.

16.5.1943 в районе мыса Меганом обнаружила конвой из 3-х быстроходных десантных барж. В 11.21 из подводного положения произвела 2-торпедный залп с дистанции 7 каб. по одной из БДБ. Через 1 минуту услышан двойной взрыв, через 27 минут в перископ наблюдалось только 2 БДБ. По зарубежным данным безуспешно атакованы германские быстроходные десантные баржи "F 170" и "F 316". БДБ контратаковали лодку, сбросив 5 глубинных бомб.

17.5.1943 в 1.30 прибыла на позицию.

24.5.1943 в точке 44°41,8' с.ш./33°28,2' в.д. обнаружила конвой противника в составе транспорта (5000 т), 2-х эскадренных миноносцев и 2-х сторожевых катеров. В 10.01 из подводного положения произвела 4-торпедный залп с дистанции 12 каб. по транспорту. Через 105 секунд услышан взрыв, еще через 45 секунд – продолжающаяся серия взрывов. По зарубежным данным безуспешно атакован итальянский танкер "Селено", германский моторный тральщик "R 164" легко поврежден торпедой, взорвавшейся на расстоянии 40 м от борта. Преследования не было.

Утром 26.5.1943 обнаружила конвой, шедший из Ялты в Севастополь, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.

29.5.1943 в точке 44°26,6' с.ш./35°56,8' в.д. обнаружила конвой противника в составе 2-х быстроходных десантных барж и буксира с баржей. В 17.32 из подводного положения выстрелила торпедой с дистанции 3 каб. по барже. Промах. По зарубежным данным безуспешно атакована баржа, шедшая за германским буксиром "Нетти". В 21.00 начала возвращение в базу.

1.6.1943 в 7.55 прибыла в Батуми.

11-й боевой поход (25 суток):

23.8.1943 в 20.04 вышла из Батуми на позицию № 85б в район Босфора.

27.8.1943 в 4.00 прибыла на позицию.

30.8.1943 в точке 41°22' с.ш./29°09,6' в.д. обнаружила конвой противника в составе транспорта (3000 т), 2-х эскадренных миноносцев и 4-х сторожевых катеров. В 19.35 из подводного положения произвела 4-торпедный залп с дистанции 5 каб. по транспорту. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным в результате попадания 2-х торпед потоплен германский транспорт "Тисбе" (1782 брт), перевозивший 1604 тонны хромовой руды (4 человека ранено). Лодка была контратакована румынскими эскадренными миноносцами "Regina Maria" и "Marasesti", сбросившими на безопасном удалении 25 глубинных бомб.

14.9.1943 в 1.00 начала возвращение в базу.

17.9.1943 в 9.20 прибыла в Батуми.

12-й боевой поход (28 суток):

22.10.1943 в 19.08 вышла из Батуми на позицию № 95 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

26.10.1943 в 6.00 прибыла на позицию.

Днем 9.11.1943 обнаружила конвой противника, но при попытке выхода в атаку была обнаружена и подверглась преследованию быстроходных десантных барж противника.

11.11.1943 в точке 45°05' с.ш./32°43' в.д. обнаружила конвой противника в составе транспорта, 2-х миноносцев и 2-х сторожевых катеров. В 1.24 произвела 2-торпедный залп с дистанции 5 каб. по транспорту. Промах. В [2] указывалось, что атака была надводной, но там же упоминается, что после атаки лодка всплыла, и продолжила преследование конвоя. В 3.55 в точке 45°05,5' с.ш./32°29' в.д. повторно атаковала транспорт, произведя из надводного положения 2-торпедный залп с дистанции 6,5 каб. Через 55 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным в обоих случаях безуспешно атакован конвой, включавший германские транспорт "Петер" и танкер "Продромос". До 10.00 лодка продолжала преследовать конвой, но атаковать в третий раз не смогла.

Днем 13.11.1943 обнаружила конвой, но не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели.

15.11.1943 в точке 45°18' с.ш./32°45' в.д. обнаружила конвой противника в составе 5 быстроходных десантных барж, 2-х самоходных барж, 2-х буксиров с баржами и 2-х сторожевых катеров. В 2.17 из надводного положения произвела 2-торпедный залп с дистанции 6 каб. по самоходной барже. Промах. В 6.29 повторно атаковала конвой, произведя из надводного положения 2-торпедный залп с дистанции 15 каб. по быстроходной десантной барже. Через 51 и 57 секунд услышаны взрывы. По иностранным данным в точке 45°25' с.ш./32°26' в.д. потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 592" (4 погибших). Преследования не было. В [1] название потопленной быстроходной десантной баржи указывается как "MFP-418".

16.11.1943 в точке 45°09,5' с.ш./32°50,5' в.д. обнаружила конвой противника в составе танкера и 3-х сторожевых катеров. В 14.01 из подводного положения произвела 2-торпедный залп с дистанции 5 каб. по танкеру. Промах. По иностранным данным безрезультатно атакован германский танкер "MT I". Преследования не было. В 19.30 начала возвращение в базу.

19.11.1943 в 8.56 прибыла в Батуми.

В 12.1943 начала текущий ремонт в Поти.

16.2.1944 отбуксирована из Поти в Батуми.

В 3.1944 вступила в строй.

13-й боевой поход (34 суток):

20.3.1944 в 19.30 вышла из Батуми на позиции № 103, 105 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

Днем 25.3.1944 обнаружила подводную лодку противника, но не смогла атаковать ее – перед залпом цель погрузилась. По-видимому, обнаружена выходившая в поход германская подводная лодка "U 9". В 21.25 прибыла на позицию.

27.3.1944 в точке 43°59,7' с.ш./31°10' в.д. обнаружила конвой противника в составе транспорта (5000 т) и миноносца. В 9.10 произвела из подводного положения 4-торпедный залп с дистанции 8 каб. по транспорту. Через 1 минуту услышано 3 взрыва торпед, затем еще 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский транспорт "Тотила". Корабли охранения контратаковали лодку, сбросив на безопасном удалении 11 глубинных бомб.

С 13.4.1944 действовала в районе южнее мыса Олинька на позиции № 5.

16.4.1944 в точке 44°17,6' с.ш./31°18,9' в.д. обнаружила конвой противника в составе 3-х транспортов и сторожевого катера. В 9.42 произвела из подводного положения 4-торпедный залп с дистанции 15 каб. по транспорту (3000 т). Транспорт уклонился от торпед. По зарубежным данным безуспешно атакован германский транспорт "Лола". Корабли охранения контратаковали лодку, сбросив на большом расстоянии 4 глубинных бомбы.

21.4.1944 пленен снятый со шлюпки германский дезертир. В 21.00 начала возвращение в базу.

23.4.1944 в 13.15 прибыла в Батуми.

27.4.1944 перешла в Поти, где начала текущий ремонт.

30.4.1944 поставлена в док.

21.5.1944 вышла из дока.

22.6.1944 перешла в Батуми.

7.7.1944 вступила в строй.

27.7.1944 перешла в Поти.

29.7.1944 перешла в Батуми.

14-й боевой поход (32 суток):

30.7.1944 в 21.00 вышла из Батуми на позицию № 23 в район Босфора.

2.8.1944 получила приказ действовать на позиции № 22 в районе Варны.

4.8.1944 в 3.32 прибыла на позицию № 23.

5.8.1944 в точке 41°57' с.ш./28°47,6' в.д. обнаружила одиночную шхуну (500 т) с баркасом на буксире. На шхуне по наблюдению командира лодки находилось около 200 вооруженных людей. В 1.20-1.57 шхуна и баркас были потоплены артиллерийским огнем (израсходовано 90 45-мм снарядов, 100 патронов к ДШК, 650 патронов 7,62-мм) с дистанции 5-7 каб. По зарубежным данным потоплена турецкая шхуна "Мефкуре" (53 брт), перевозившая еврейских беженцев (301 беженец и 2 члена экипажа погибли).

В дальнейшем патрулировала между мысом Калиакра и мысом Ак-Бурну, несколько раз обнаруживала германские большие охотники типа "KT", от атак которых командир отказывался.

Утром 9.8.1944 обнаружила, но не смогла атаковать буксир из-за большого курсового угла.

С утра 19.8.1944 действовала на позиции № 45 в районе между Варной и Бургасом.

Вечером 21.8.1944 обнаружила конвой противника, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.

Утром 22.8.1944 на рейде селения Джоски обнаружила 3 шхуны, от атаки которых командир лодки отказался из-за присутствия сторожевого катера.

24.8.1944 в точке 42°47' с.ш./27°55' в.д. обнаружила парусно-моторную шхуну (1500 т). В 12.15 произвела из подводного положения 2-торпедный залп с дистанции 5 каб. В перископ наблюдалось попадание 2-х торпед и гибель шхуны (сделано фото). По зарубежным данным потоплена болгарская парусно-моторная шхуна "Вита" (240 брт) (2 погибших).

29.8.1944 в 1.30 начала возвращение в базу.

31.8.1944 в 7.40 прибыла в Батуми.

30.11.1944 перешла в Новороссийск.

13.3.1953 выведена из боевого состава и переформирована в опытовую подводную лодку.

29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

Щ-215, конец 1943 г.

Приемка торпед на Щ-215

Рубка Щ-215

Рубка Щ-215

Фото взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Заказать обратный звонок. Дачные дома. Жилые дома.
 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ