|
Щ-204 (до 15.9.1934 – "Минога") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 194, Ленинград заводской номер 216. Завод № 200, Николаев заводской номер 1040. |
|
Дата перезакладки |
15.6.1934 |
|
Дата спуска на воду |
31.12.1934 |
|
Дата вступления в строй |
30.12.1935 |
|
Командиры |
3.1939 – 6.12.1941 |
|
Карьера |
9.1.1936 1.9.1939 22.6.1941 – 6.12.1941 |
Бригада подводных лодок Черноморского флота 1-я бригада подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
3 боевых похода в ВОВ (44 суток). Вероятно выполнила одну безрезультатную торпедную атаку. |
|
Судьба |
Потоплена 6.12.1941 во время 3-го боевого похода в точке 42°53,75' с.ш./ 28°03,64' в.д. в районе мыса Эмине (46 членов экипажа погибло). 11.02.1942 исключена из состава ВМФ. Приказом командующего Краснознаменным Черноморским флотом точка гибели лодки объявлена памятным местом отдания воинских почестей. |
В 6.1934 секции лодки перевезены по железной дороге в Николаев, где 15.6.1934 лодка была перезаложена на заводе № 200.
В начале 1941 на лодке проведены успешные испытания опытной неуниверсальной 76-мм пушки типа Ф-35, изготовленной в единственном экземпляре.
В начале 6.1941 прошла докование. К началу войны находилась в Севастополе, числясь в 1-й линии. Считалась одной из наиболее боеготовых лодок Черноморского флота.
1-й
боевой поход (12 суток):
25.6.1941 в 22.46 вышла из Севастополя в район Синоп – Самсун. Разведка турецкого побережья была вызвана тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота.
Встреч с кораблями противника не имела.
Версии о том, что Щ-204 была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала на берега нейтральных стран диверсантов, архивными документами не подтверждаются.
7.7.1941 в 2.00 прибыла в Феодосию.
21.7.1941 перешла из Феодосии в Севастополь.
2-й
боевой поход (18 суток):
Утром 22.7.1941 вышла из Севастополя на позицию № 4 в район мыса Шаблер.
Утром 24.7.1941 прибыла на позицию.
1.8.1941 по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора.
4-5.8.1941 произвела разведку в районе мыса Зейтин-Бурну.
Встреч с кораблями противника не имела, так как противник, опасаясь советского превосходства на море, свел свои перевозки к минимуму.
7.8.1941 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу.
9.8.1941 в 0.35 прибыла в Севастополь.
С 9.8.1941 по 22.10.1941 прошла аварийный и текущий ремонт.
6.11.1941 вышла из Севастополя и 9.11.1941 прибыла в Поти для завершения ремонта.
21.11.1941 с 16.08 до 19.20 совместно со сторожевым катером № 032 в районе мыса Кадош провела подготовку к походу.
3-й
боевой поход (14 суток):
22.11.1941 в 17.35 вышла из Туапсе в обеспечении сторожевого катера № 032 на позицию № 22 в район мыса Эмине.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (46 членов экипажа погибло). Ни немцы, ни румыны на потопление лодки в то время не претендовали.
Боевым распоряжением лодке предписывалось 25.11.1941 в 5.00 занять позицию, на которой находиться до 19.00 8.12.1941, в Туапсе прибыть в 12.00 11.12.1941.
Возможно
30.11.1941 в 21.15 в районе мыса Эмине произвела торпедную атаку со стрельбой
из кормовых аппаратов (по данным послевоенного обследования корпуса лодки
торпеды в кормовых аппаратах отсутствуют) по конвою, шедшему в северном
направлении в Бургас, в составе болгарского транспорта "Царь
Фердинанд" и румынского транспорта "Carpati". По зарубежным
данным торпеды прошли вблизи болгарского транспорта "Царь Фердинанд".
5.12.1941
в 3.30 обнаружена с подводной лодки Щ-205
в точке с координатами 42º57,8' с.ш./ 28º32,0' в.д.
4.6.1983 корпус лодки был случайно обнаружен болгарским сейнером "Алка" в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свенти-Атанс. При установке сетей они постоянно цеплялись за подводное препятствие. Аквалангисты при осмотре препятствия установили, что в точке 42°53,75' с.ш./ 28°03,64' в.д. на грунте находится подводная лодка со звездой на рубке. Номера субмарины ни на рубке, ни на ограждении рубки, где должна находиться медная табличка, не обнаружили. Вскоре находка была обследована болгарским экспедиционным судном "Созопол", а затем и советским спасательным судном "СС-21". Было произведено 158 спусков под воду. Корпус лодки находился на глубине 32 метра на ровном киле по курсу 90º с небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 – 4,5 метра. В корпусе имелись обширные пробоины в районе второго отсека – длиной 4 метра, пятого отсека – длиной 2 метра, в районе седьмого отсека – длиной 5 метров. Отсутствовало кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имели многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр, развернут на 15º и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто почти на 90º на правый борт, волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты. Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт "СС-21" были подняты: носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки, правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки, тифон, часть рубочного оборудования. Поскольку оставались сомнения в номере лодки, после того как корпус очистили от наносов ила и обрывков сетей, была предпринята попытка проникновения внутрь лодки, для чего в рубочном люке просверлили отверстия, через которые в течение 7 часов выходил воздух, что свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен. Нижний рубочный люк был закрыт. При тщательном осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на поверхность останки семи подводников, двое из них – командир БЧ-1 старший лейтенант Курандин Б.А. и помощник командира старший лейтенант Светличный Л.С. Также было обнаружено большое количество документов (сигнально-наблюдательный журнал и др.), по которым было установлено, что это именно Щ-204, а не Щ-211, как это предполагалось первоначально. Часы в отсеке показывали 20.45. Последняя запись в навигационном журнале датирована 6.12.1941. Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В другие отсеки проникнуть не удалось. В пользу того, что найдена именно "Минога" говорило и поднятое со дна 76-мм орудие Ф-35. Такая пушка была установлена только на Щ-204. Остальные черноморские "щуки" имели 45-мм орудие 21-К. Сейчас орудие является экспонатом Музея Черноморского флота в Севастополе вместе с правым гребным винтом лодки. Останки семи членов экипажа были торжественно похоронены в Севастополе. От подъема субмарины отказались, опасаясь взрыва боезапаса. После проведения работ на борту субмарины водолазы заварили рубочный люк. Открыт только люк в 7-й отсек.
По результатам обследования корпуса и анализу найденных документов в качестве наиболее возможной причины гибели лодки можно предположить применение нескольких видов оружия. В этом случае события развивались по следующей версии:
1. 6.12.1941
лодка была обнаружена и обстреляна болгарским или немецким самолетом (возможно
было попадание авиабомбы), после чего 6-9.12.1941 подорвалась на мине
румынского заграждения S-18, выставленного минным заградителем
"Dachia" (по-видимому, впоследствии корпусу затонувшей подлодки
корабли и самолеты противника нанесли дополнительные разрушения глубинными или авиационными
бомбами, сброшенными в центр масляного пятна).
Существуют и другие версии гибели лодки:
2. По
зарубежным данным утром 6.12.1941 немецкая радиопеленгаторная станция в Варне
зафиксировала работу радиостанции подводной лодки и в 11.00 с гидроаэродрома на
Варненском озере взлетел немецкий гидросамолет "Хейнкель" с 50-кг и
100-кг авиабомбами. Вскоре была обнаружена советская подводная лодка, на палубе
которой были видны две человеческие фигуры. В трех заходах на лодку были
сброшены бомбы и экипаж самолета через прозрачную толщу воды наблюдал
погружение субмарины на грунт. На
следующий день был произведен контрольный осмотр положения потопленной
подводной лодки.
3. Подрыв
на мине румынского заграждения, выставленного в районе мыса Эмине в 10.1941.
Однако эта версия не объясняет другие две большие пробоины и дыры от пуль.
4. Атака
6.12.1941 болгарского самолета. В эту версию прекрасно вписываются пулеметные
пробоины, но она не объясняет обширные разрушения прочного корпуса, поскольку
20-кг бомбы не обладали подобной разрушительной силой.
5. Атака
болгарских сторожевых катеров "Беломорец" и "Черноморец" 6.12.1941 к юго-востоку от Варны в точке
42°46,971' с.ш./ 27°58,317' в.д. Согласно этому предположению тяжело
поврежденная глубинными бомбами лодка всплыла и была потоплена артиллерийским
огнем. М. Морозов считает эту версию ошибочной, поскольку в конце 1941 оба
катера (деревянные, американской постройки 1917 года) находились в Бургасе на
ремонте в небоеспособном состоянии с разобранными двигателями.
Список 42
членов экипажа подводной лодки Щ-204, не вернувшихся из 3-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
1903 |
командир ПЛ |
кап-лейт. |
чл. ВКПб |
|
2 |
Мясковский Зуня Меерович |
1911 |
военком |
политрук |
чл. ВКПб |
3 |
Светличный Леонид Степанович |
1913 |
пом. к-ра ПЛ |
ст. лейт. |
чл. ВКПб |
4 |
Курандин Борис Алексеевич |
1910 |
к-р БЧ-1 |
ст. лейт. |
чл. ВЛКСМ |
5 |
Артемьев Александр Максимович |
1914 |
к-р БЧ-3 |
лейт |
чл. ВКПб |
6 |
Сизов Терентий Осипович |
1913 |
к-р БЧ-5 |
в/тех 2 р. |
чл. ВЛКСМ |
7 |
Климов Николай Борисович |
1920 |
нач. сан. сл. |
в/фельд. |
к-т ВКПб |
8 |
Кормильцев Иван Ефимович |
1913 |
боцман |
гл. старш. |
беспарт. |
9 |
Дмитриев Ефим Григорьевич |
1915 |
кр. отд. рул. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
10 |
Афоньев Александр Петрович |
1915 |
ст. рулевой |
ст. красн-ц |
беспарт. |
11 |
Кислый Иван Тимофеевич |
1920 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
12 |
Петров Николай Николаевич |
1921 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
13 |
Плахотин Василий Григорьевич |
1916 |
кр. отд. ЭНП |
ст. 2 ст. |
к-т ВКПб |
14 |
Касьянов Владимир Иванович |
1919 |
кр. отд. арт. |
краснофл. |
к-т ВКПб |
15 |
Шульга Андрей Никифорович |
1913 |
ст. гр. торп |
гл/старш. |
чл. ВКПб |
16 |
Соловьев Филипп Филиппович |
1914 |
кр. отд. торп. |
ст. 2 ст. |
к-т ВКПб |
17 |
Бугрин Валентин Диамидович |
1917 |
торпедист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
18 |
Орешкин Тихон Селиверстович |
1920 |
торпедист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
19 |
Ваевский
Петр Афанасьевич |
1914 |
ст. гр.
радист |
ст. 1 ст. |
беспарт. |
20 |
Шкель Виктор
Яковлевич |
1916 |
к-р отд.
рад. |
ст. 2 ст |
чл. ВКПб |
21 |
Воробьев
Михаил Николаевич |
1919 |
радист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
22 |
Боргун
Федор Федорович |
1916 |
ст.
гидр/ак. |
ст.
краснофл. |
чл. ВКПб |
23 |
Репин
Николай Васильевич |
1919 |
спец. СКС |
ст. 2 ст |
чл. ВКПб |
24 |
Елисеев
Павел Петрович |
1913 |
ст. гр.
мотор. |
ст. 2 ст. |
чл. ВКПб |
25 |
Доценлов
Федор Созонтович |
1915 |
к-р отд.
мот. |
ст. 2 ст. |
чл. ВКПб |
26 |
Жерлицин
Захар Александрович |
1915 |
ст.
моторист |
ст. краснофл. |
чл. ВКПб |
27 |
Якушев
Анатолий Николаевич |
1917 |
ст.
моторист |
ст.
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
28 |
Середенко
Дмитрий Петрович |
1920 |
моторист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
29 |
Масловский
Николай Данилович |
1920 |
моторист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
30 |
Мальцев
Иван Федорович |
1913 |
ст. гр.
электр. |
гл/старш. |
чл. ВКПб |
31 |
Ведерников
Иван Григорьевич |
1914 |
к-р отд.
элек. |
ст. 2 ст. |
чл. ВКПб |
32 |
Беспалов
Михаил Иванович |
1917 |
ст.
электрик |
ст.
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
33 |
Сидельцев
Михаил Васильевич |
1918 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
34 |
Буданов
Владимир Павлович |
1920 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
35 |
Казанов
Иван Федорович |
1914 |
ст. гр.
трюмн. |
ст. 1 ст. |
к-т ВКПб |
36 |
Гаврилин Василий
Константинович |
1917 |
к-р отд.
трюм. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
37 |
Барамыков
Николай Дмитриевич |
1920 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
38 |
Кочерга
Михаил Григорьевич |
1920 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
39 |
Спирин Иван
Васильевич |
1921 |
кок |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
40 |
Какулин
Василий Иванович |
1920 |
строевой |
краснофл. |
беспарт. |
41 |
Ласков
Михаил Михайлович |
1921 |
торпедист |
краснофл. |
беспарт. |
42 |
Антипин
Сергей Георгиевич |
1912 |
дуб. к-ра
БЧ-5 |
в/техн. 2 ранга |
чл. ВКПб |
Неточности и несоответствия:
1. В [1] датой закладки лодки считается 3.11.1933. Там же автор относит лодку к серии V-бис. В [3] датой закладки лодки считается 15.6.1934 (скорее всего, имелась в виду дата перезакладки лодки на заводе № 200).
2. В [6] и [7] количество погибших подводников – 42.
3. В [5] дата обнаружения корпуса лодки – 4.6.1984, в [6] – 5.6.1983.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
3. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – "Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии", серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, М.
5. Сайт "Великая Отечественная – под водой".
6. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).
Подводная
лодка Щ-204
Фото с сайта www.morflot.tsi.ru
Схема
положения остова Щ-204 на грунте.
Схема взята из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".
Опытная 76-мм пушка Ф-35 с подводной лодки
Щ-204. Это орудие поднято со дня моря
и ныне является экспонатом Музея
Черноморского флота в Севастополе.
Фото С.Балакина (МК 2.2002)