Щ-204 ("Минога")

 

Щ-204

(до 15.9.1934 – "Минога")

 

 

Серия

V-бис-2

 

Дата закладки

15.4.1934

Завод № 194, Ленинград

заводской номер 216.

Завод № 200, Николаев

заводской номер 1040.

Дата перезакладки

15.6.1934

Дата спуска на воду

31.12.1934

Дата вступления в строй

30.12.1935

Командиры

3.1939 – 6.12.1941

И.М. Гриценко

Карьера

9.1.1936

1.9.1939

22.6.1941 – 6.12.1941

Бригада подводных лодок Черноморского флота

1-я бригада подводных лодок ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

3 боевых похода в ВОВ (44 суток). Вероятно выполнила одну безрезультатную торпедную атаку.

Судьба

Потоплена 6.12.1941 во время 3-го боевого похода в точке 42°53,75' с.ш./ 28°03,64' в.д. в районе мыса Эмине (46 членов экипажа погибло). 11.02.1942 исключена из состава ВМФ. Приказом командующего Краснознаменным Черноморским флотом точка гибели лодки объявлена памятным местом отдания воинских почестей.

В 6.1934 секции лодки перевезены по железной дороге в Николаев, где 15.6.1934 лодка была перезаложена на заводе № 200.

В начале 1941 на лодке проведены успешные испытания опытной неуниверсальной 76-мм пушки типа Ф-35, изготовленной в единственном экземпляре.

В начале 6.1941 прошла докование. К началу войны находилась в Севастополе, числясь в 1-й линии. Считалась одной из наиболее боеготовых лодок Черноморского флота.

1-й боевой поход (12 суток):

25.6.1941 в 22.46 вышла из Севастополя в район Синоп – Самсун. Разведка турецкого побережья была вызвана тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота.

Встреч с кораблями противника не имела.

Версии о том, что Щ-204 была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала на берега нейтральных стран диверсантов, архивными документами не подтверждаются.

7.7.1941 в 2.00 прибыла в Феодосию.

21.7.1941 перешла из Феодосии в Севастополь.

2-й боевой поход (18 суток):

Утром 22.7.1941 вышла из Севастополя на позицию № 4 в район мыса Шаблер.

Утром 24.7.1941 прибыла на позицию.

1.8.1941 по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора.

4-5.8.1941 произвела разведку в районе мыса Зейтин-Бурну.

Встреч с кораблями противника не имела, так как противник, опасаясь советского превосходства на море, свел свои перевозки к минимуму.

7.8.1941 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу.

9.8.1941 в 0.35 прибыла в Севастополь.

С 9.8.1941 по 22.10.1941 прошла аварийный и текущий ремонт.

6.11.1941 вышла из Севастополя и 9.11.1941 прибыла в Поти для завершения ремонта.

21.11.1941 с 16.08 до 19.20 совместно со сторожевым катером № 032 в районе мыса Кадош провела подготовку к походу.

3-й боевой поход (14 суток):

22.11.1941 в 17.35 вышла из Туапсе в обеспечении сторожевого катера № 032 на позицию № 22 в район мыса Эмине.

В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (46 членов экипажа погибло). Ни немцы, ни румыны на потопление лодки в то время не претендовали.

Боевым распоряжением лодке предписывалось 25.11.1941 в 5.00 занять позицию, на которой находиться до 19.00 8.12.1941, в Туапсе прибыть в 12.00 11.12.1941.

Возможно 30.11.1941 в 21.15 в районе мыса Эмине произвела торпедную атаку со стрельбой из кормовых аппаратов (по данным послевоенного обследования корпуса лодки торпеды в кормовых аппаратах отсутствуют) по конвою, шедшему  в северном направлении в Бургас, в составе болгарского транспорта "Царь Фердинанд" и румынского транспорта "Carpati". По зарубежным данным торпеды прошли вблизи болгарского транспорта "Царь Фердинанд".

5.12.1941 в 3.30 обнаружена с подводной лодки Щ-205 в точке с координатами 42º57,8' с.ш./ 28º32,0' в.д.

4.6.1983 корпус лодки был случайно обнаружен болгарским сейнером "Алка" в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свенти-Атанс. При установке сетей они постоянно цеплялись за подводное препятствие. Аквалангисты при осмотре препятствия установили, что в точке 42°53,75' с.ш./ 28°03,64' в.д. на грунте находится подводная лодка со звездой на рубке. Номера субмарины ни на рубке, ни на ограждении рубки, где должна находиться медная табличка, не обнаружили. Вскоре находка была обследована болгарским экспедиционным судном "Созопол", а затем и советским спасательным судном "СС-21". Было произведено 158 спусков под воду. Корпус лодки находился на глубине 32 метра на ровном киле по курсу 90º с небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 – 4,5 метра. В корпусе имелись обширные пробоины в районе второго отсека – длиной 4 метра, пятого отсека – длиной 2 метра, в районе седьмого отсека – длиной 5 метров. Отсутствовало кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имели многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр, развернут на 15º и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто почти на 90º на правый борт, волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты. Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт "СС-21" были подняты: носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки, правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки, тифон, часть рубочного оборудования. Поскольку оставались сомнения в номере лодки, после того как корпус очистили от наносов ила и обрывков сетей, была предпринята попытка проникновения внутрь лодки, для чего в рубочном люке просверлили отверстия, через которые в течение 7 часов выходил воздух, что свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен. Нижний рубочный люк был закрыт. При тщательном осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на поверхность останки семи подводников, двое из них – командир БЧ-1 старший лейтенант Курандин Б.А. и помощник командира старший лейтенант Светличный Л.С. Также было обнаружено большое количество документов (сигнально-наблюдательный журнал и др.), по которым было установлено, что это именно Щ-204, а не Щ-211, как это предполагалось первоначально. Часы в отсеке показывали 20.45. Последняя запись в навигационном журнале датирована 6.12.1941. Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В другие отсеки проникнуть не удалось. В пользу того, что найдена именно "Минога" говорило и поднятое со дна 76-мм орудие Ф-35. Такая пушка была установлена только на Щ-204. Остальные черноморские "щуки" имели 45-мм орудие 21-К. Сейчас орудие является экспонатом Музея Черноморского флота в Севастополе вместе с правым гребным винтом лодки. Останки семи членов экипажа были торжественно похоронены в Севастополе. От подъема субмарины отказались, опасаясь взрыва боезапаса. После проведения работ на борту субмарины водолазы заварили рубочный люк. Открыт только люк в 7-й отсек.

По результатам обследования корпуса и анализу найденных документов в качестве наиболее возможной причины гибели лодки можно предположить применение нескольких видов оружия. В этом случае события развивались по следующей версии:

1. 6.12.1941 лодка была обнаружена и обстреляна болгарским или немецким самолетом (возможно было попадание авиабомбы), после чего 6-9.12.1941 подорвалась на мине румынского заграждения S-18, выставленного минным заградителем "Dachia" (по-видимому, впоследствии корпусу затонувшей подлодки корабли и самолеты противника нанесли дополнительные разрушения глубинными или авиационными бомбами, сброшенными в центр масляного пятна).

Существуют и другие версии гибели лодки:

2. По зарубежным данным утром 6.12.1941 немецкая радиопеленгаторная станция в Варне зафиксировала работу радиостанции подводной лодки и в 11.00 с гидроаэродрома на Варненском озере взлетел немецкий гидросамолет "Хейнкель" с 50-кг и 100-кг авиабомбами. Вскоре была обнаружена советская подводная лодка, на палубе которой были видны две человеческие фигуры. В трех заходах на лодку были сброшены бомбы и экипаж самолета через прозрачную толщу воды наблюдал погружение субмарины на грунт. На следующий день был произведен контрольный осмотр положения потопленной подводной лодки.

3. Подрыв на мине румынского заграждения, выставленного в районе мыса Эмине в 10.1941. Однако эта версия не объясняет другие две большие пробоины и дыры от пуль.

4. Атака 6.12.1941 болгарского самолета. В эту версию прекрасно вписываются пулеметные пробоины, но она не объясняет обширные разрушения прочного корпуса, поскольку 20-кг бомбы не обладали подобной разрушительной силой.

5. Атака болгарских сторожевых катеров "Беломорец" и "Черноморец" 6.12.1941 к юго-востоку от Варны в точке 42°46,971' с.ш./ 27°58,317' в.д. Согласно этому предположению тяжело поврежденная глубинными бомбами лодка всплыла и была потоплена артиллерийским огнем. М. Морозов считает эту версию ошибочной, поскольку в конце 1941 оба катера (деревянные, американской постройки 1917 года) находились в Бургасе на ремонте в небоеспособном состоянии с разобранными двигателями.

Список 42 членов экипажа подводной лодки Щ-204, не вернувшихся из 3-го боевого похода лодки

(по данным сайта "Штурм глубины")

Фамилия, имя, отчество

Год. рожд.

Должность

Звание

Партийность

1

Гриценко Иван Михайлович

1903

командир ПЛ

кап-лейт.

чл. ВКПб

2

Мясковский Зуня Меерович

1911

военком

политрук

чл. ВКПб

3

Светличный Леонид Степанович

1913

пом. к-ра ПЛ

ст. лейт.

чл. ВКПб

4

Курандин Борис Алексеевич

1910

к-р БЧ-1

ст. лейт.

чл. ВЛКСМ

5

Артемьев Александр Максимович

1914

к-р БЧ-3

лейт

чл. ВКПб

6

Сизов Терентий Осипович

1913

к-р БЧ-5

в/тех 2 р.

чл. ВЛКСМ

7

Климов Николай Борисович

1920

нач. сан. сл.

в/фельд.

к-т ВКПб

8

Кормильцев Иван Ефимович

1913

боцман

гл. старш.

беспарт.

9

Дмитриев Ефим Григорьевич

1915

кр. отд. рул.

ст. 2 ст.

чл. ВЛКСМ

10

Афоньев Александр Петрович

1915

ст. рулевой

ст. красн-ц

беспарт.

11

Кислый Иван Тимофеевич

1920

рулевой

краснофл.

чл. ВЛКСМ

12

Петров Николай Николаевич

1921

рулевой

краснофл.

чл. ВЛКСМ

13

Плахотин Василий Григорьевич

1916

кр. отд. ЭНП

ст. 2 ст.

к-т ВКПб

14

Касьянов Владимир Иванович

1919

кр. отд. арт.

краснофл.

к-т ВКПб

15

Шульга Андрей Никифорович

1913

ст. гр. торп

гл/старш.

чл. ВКПб

16

Соловьев Филипп Филиппович

1914

кр. отд. торп.

ст. 2 ст.

к-т ВКПб

17

Бугрин Валентин Диамидович

1917

торпедист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

18

Орешкин Тихон Селиверстович

1920

торпедист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

19

Ваевский Петр Афанасьевич

1914

ст. гр. радист

ст. 1 ст.

беспарт.

20

Шкель Виктор Яковлевич

1916

к-р отд. рад.

ст. 2 ст

чл. ВКПб

21

Воробьев Михаил Николаевич

1919

радист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

22

Боргун Федор Федорович

1916

ст. гидр/ак.

ст. краснофл.

чл. ВКПб

23

Репин Николай Васильевич

1919

спец. СКС

ст. 2 ст

чл. ВКПб

24

Елисеев Павел Петрович

1913

ст. гр. мотор.

ст. 2 ст.

чл. ВКПб

25

Доценлов Федор Созонтович

1915

к-р отд. мот.

ст. 2 ст.

чл. ВКПб

26

Жерлицин Захар Александрович

1915

ст. моторист

ст. краснофл.

чл. ВКПб

27

Якушев Анатолий Николаевич

1917

ст. моторист

ст. краснофл.

чл. ВЛКСМ

28

Середенко Дмитрий Петрович

1920

моторист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

29

Масловский Николай Данилович

1920

моторист

краснофл.

чл. ВЛКСМ

30

Мальцев Иван Федорович

1913

ст. гр. электр.

гл/старш.

чл. ВКПб

31

Ведерников Иван Григорьевич

1914

к-р отд. элек.

ст. 2 ст.

чл. ВКПб

32

Беспалов Михаил Иванович

1917

ст. электрик

ст. краснофл.

чл. ВЛКСМ

33

Сидельцев Михаил Васильевич

1918

электрик

краснофл.

чл. ВЛКСМ

34

Буданов Владимир Павлович

1920

электрик

краснофл.

чл. ВЛКСМ

35

Казанов Иван Федорович

1914

ст. гр. трюмн.

ст. 1 ст.

к-т ВКПб

36

Гаврилин Василий Константинович

1917

к-р отд. трюм.

ст. 2 ст.

чл. ВЛКСМ

37

Барамыков Николай Дмитриевич

1920

трюмный

краснофл.

чл. ВЛКСМ

38

Кочерга Михаил Григорьевич

1920

трюмный

краснофл.

чл. ВЛКСМ

39

Спирин Иван Васильевич

1921

кок

краснофл.

чл. ВЛКСМ

40

Какулин Василий Иванович

1920

строевой

краснофл.

беспарт.

41

Ласков Михаил Михайлович

1921

торпедист

краснофл.

беспарт.

42

Антипин Сергей Георгиевич

1912

дуб. к-ра БЧ-5

в/техн. 2 ранга

чл. ВКПб

Неточности и несоответствия:

1. В [1] датой закладки лодки считается 3.11.1933. Там же автор относит лодку к серии V-бис. В [3] датой закладки лодки считается 15.6.1934 (скорее всего, имелась в виду дата перезакладки лодки на заводе № 200).

2. В [6] и [7] количество погибших подводников – 42.

3. В [5] дата обнаружения корпуса лодки – 4.6.1984, в [6] – 5.6.1983.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – "Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии", серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, М.

5. Сайт "Великая Отечественная – под водой".

6. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).

Подводная лодка Щ-204

Фото с сайта www.morflot.tsi.ru

Схема положения остова Щ-204 на грунте.

Схема взята из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Опытная 76-мм пушка Ф-35 с подводной лодки Щ-204. Это орудие поднято со дня моря

и ныне является экспонатом Музея Черноморского флота в Севастополе.

Фото С.Балакина (МК 2.2002)


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ