"М-203" ("Иркутский рыбак")

 

"М-203"

5.7.1944 "Иркутский рыбак",

в ВМФ Болгарии – "42")

 

 

Серия

XV

 

Дата закладки

31.10.1940

Завод № 196, Ленинград

заводской № 139

Завод № 638, Астрахань

(достройка)

Дата спуска на воду

7.7.1941

Дата вступления в строй

28.10.1944

Командиры

1945

1952 – 1954

А.В. Кочетков

В.П. Милованов

Принадлежность

1.11.1944

? – 1.1945

5.10.1945 {1}

1952 – 3.9.1954

1954 – 1958

1958 – 20.2.1959

Каспийская военная флотилия

1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ

Черноморский флот

85-й отдельный дивизион ПЛ Одесской ВМБ

ВМС Болгарии

Черноморский флот

Боевой результат

В боевых действиях не участвовала.

Судьба

3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии.

В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.

20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

31.10.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 139) под литерно-цифровым обозначением "М-203".

7.7.1941 спущена на воду.

Вскоре лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка на средства, собранные трудящимися.

5.7.1944 приказом наркома ВМФ лодке присвоено наименование "Иркутский рыбак".

28.10.1944 вступила в строй (подписан приемный акт).

1.11.1944 вошла в состав Каспийской военной флотилии. Лодка была зачислена в состав 1-го отдельного дивизиона подводных лодок.

В рамках подготовки к перебазированию на Черное море с лодки выгрузили боеприпасы и аккумуляторные батареи, после чего субмарина своим ходом перешла на Волгу в Красноармейский затон вблизи Сталинграда (железнодорожная станция Сарепта), где ее погрузили на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер с двумя дополнительными платформами для поддержания носовой и кормовой оконечности корабля. Общая длина этого сооружения составила 49,5 метров. Кроме транспортера в эшелон вошли один классный вагон, два крытых 20-тонных вагона, один крытый 50-тонный вагон и четыре 60-тонных платформы.

25.1.1945 эшелон начал движение. Маршрут протяженностью 2400 километров пролегал через Тихорецкую, Баку, Тбилиси. Наибольшую сложность составляло прохождение туннелей, где скорость не превышала 5 км/час, и требовались остановки для проверки положения лодки. Так, один туннель длиной 120 метров эшелон преодолевал полтора часа. [3, с.345, 504] {2}

5.2.1945 эшелон с подводной лодкой прибыл в Поти.

5.10.1945 вошла в состав Черноморского флота. {1}

В 1952 перед командованием 85-го отдельного дивизиона подводных лодок, входящего в состав Одесской ВМБ, была поставлена задача подготовить 3 лодки дивизиона (в том числе и "М-203") к передаче болгарскому ВМФ. Лодка получила второй экипаж из болгарских моряков, которых необходимо было научить обслуживанию субмарины.

Летом 1953 лодка прибыла в поселок Черноморское для отработки болгарского экипажа в море.

В 1954 лодка была перебазирована в Болгарию и передана в состав ее ВМФ, где получила цифровое обозначение "42".

3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в ВМФ Болгарии.

В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.

20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

Примечания:

{1} В [3, с.345] лодка вошла в состав Черноморского флота 5.10.1945, в [1, с.70] и [2, с.263] 30.5.1944 (дата явно ошибочная).

{2} В [1, с.70] указывается, что лодка отправлена по железной дороге из Баку в Поти 11.2.1945.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[4] Ничик Ю.М., Захар В.Р. – Подводные силы Черноморского флота. – Симферополь, Таврида, – 429 с.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 19.8.2006.