"М-202" ("Рыбник Донбасса")

 

"М-202"

22.3.1944 "Рыбник Донбасса",

в ВМФ Болгарии – "41")

 

 

Серия

XV

 

Дата закладки

25.5.1940 {1}

Завод № 196, Ленинград

заводской № 138

Завод № 638, Астрахань

(достройка)

Дата спуска на воду

15.7.1941 {2}

Дата вступления в строй

19.2.1944

Командиры

30.5.1944 – 9.5.1945

1952 – 1954

Л.А. Емельянов

А.Г. Маркелов

Принадлежность

23.2.1944

? – 5.1944

30.5.1944 {3}

30.5.19449.6.1944

9.6.19449.5.1945

1952 – 3.9.1954

1954 – 1958

1958 – 20.2.1959

Каспийская военная флотилия

1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ

Черноморский флот

1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ ЧФ

1-й дивизион подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ

85-й отдельный дивизион ПЛ Одесской ВМБ

ВМС Болгарии

Черноморский флот

Боевой результат

В боевых действиях не участвовала.

Судьба

3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии.

В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.

20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

25.5.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 138) под литерно-цифровым обозначением "М-202". {1}

15.7.1941 спущена на воду. {2}

Вскоре лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка на средства, собранные трудящимися.

19.2.1944 вступила в строй (подписан приемный акт).

23.2.1944 подняла военно-морской флаг и вошла в состав Каспийской военной флотилии. Лодка была зачислена в состав 1-го отдельного дивизиона подводных лодок.

22.3.1944 приказом наркома ВМФ лодке присвоено наименование "Рыбник Донбасса".

В рамках подготовки к перебазированию на Черное море с лодки выгрузили боеприпасы и аккумуляторные батареи, после чего субмарина своим ходом перешла на Волгу в Красноармейский затон вблизи Сталинграда (железнодорожная станция Сарепта), где ее погрузили на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер с двумя дополнительными платформами для поддержания носовой и кормовой оконечности корабля. Общая длина этого сооружения составила 49,5 метров. Кроме транспортера в эшелон вошли один классный вагон, два крытых 20-тонных вагона, один крытый 50-тонный вагон и четыре 60-тонных платформы.

18.5.1944 эшелон начал движение. Маршрут протяженностью 2400 километров пролегал через Тихорецкую, Баку, Тбилиси. Наибольшую сложность составляло прохождение туннелей, где скорость не превышала 5 км/час, и требовались остановки для проверки положения лодки. Так, один туннель длиной 120 метров эшелон преодолевал полтора часа. [3, с.345, 504] {4}

20.5.1944 эшелон с подводной лодкой прибыл в Поти. {5}

30.5.1944 вошла в состав Черноморского флота. Лодку зачислили в 1-й дивизион подводных лодок. {3}

В 1952 перед командованием 85-го отдельного дивизиона подводных лодок, входящего в состав Одесской ВМБ, была поставлена задача подготовить 3 лодки дивизиона (в том числе и "М-202") к передаче болгарскому ВМФ. Лодка получила второй экипаж из болгарских моряков, которых необходимо было научить обслуживанию субмарины.

Летом 1953 лодка прибыла в поселок Черноморское для отработки болгарского экипажа в море.

В 1954 лодка была перебазирована в Болгарию и передана в состав ее ВМФ, где получила цифровое обозначение "41".

3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в ВМФ Болгарии.

В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.

20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

Примечания:

{1} В [1, с.69] и [3, с.345] дата закладки лодки – 25.5.1940, в [2, с.263] и [4, с.52] наряду с этой датой указывается возможность того, что лодка была заложена 15.11.1940.

{2} В [2, с.263] и [3, с.345] дата спуска лодки на воду – 15.7.1941, в [1, с.69]4.4.1941, в [4, с.52] изложены обе версии.

{3} В [1, с.69], [2, с.263] и [4, с.52] лодка вошла в состав Черноморского флота 30.5.1944, в [3, с.345]9.7.1944.

{4} В [1, с.69] указывается, что лодка отправлена по железной дороге из Баку в Поти 18.3.1944.

{5} В [3, с.345] дата прибытия лодки по железной дороге в Поти – 20.5.1944, в [4, с.52]30.5.1944.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

[5] Ничик Ю.М., Захар В.Р. – Подводные силы Черноморского флота. – Симферополь, Таврида, – 429 с.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 19.8.2006.