|
"М-175" (до 16.06.1939
– "М-92") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196,
г. Ленинград заводской
№ 106 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
||
Принадлежность |
22.06.1941
– 10.01.1942 |
|
Боевой результат |
5 боевых походов
в Великой Отечественной войне (49 суток). {2} Выполнила 1
торпедную атаку (1 торпеда). Подтвержденных
побед нет. {3} |
|
Судьба |
10.01.1942 торпедирована и
потоплена германской подводной лодкой "U 584" к северу от
полуострова Рыбачий в точке 70°09' с.ш. / 31°50'
в.д. (21 член экипажа погиб). |
29.05.1937
заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской №
106) под литерно-цифровым обозначением
"М-92".
12.10.1937 спущена на воду.
21.06.1938 по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
29.09.1938 подписан приемный акт.{1}
04.11.1938 поднят военно-морской флаг.
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-175".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
С 13.04.1940
по 28.12.1940 лодкой командовал
капитан-лейтенант Павел Ильич Егоров.
В 02.1941 командиром подводной лодки назначен старший лейтенант Мамонт Лукич Мелкадзе.
19.06.1941 в 00.00 находилась в губе Мотка в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта М.Л. Мелкадзе, отрабатывая задачи по плану боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
1-й боевой поход (13,5 суток):
06.07.1941 в 23.00 вышла из губы Оленья на позицию № 6 в
восточную часть Варангер-фьорда.{4}
07.07.1941 в 03.16 прибыла на позицию.
Утром 09.07.1941 была обстреляна финской береговой батареей, сделавшей 5 выстрелов. Лодка уклонилась погружением.
Днем 10.07.1941 была случайно обстреляна советской береговой батареей № 221.
В ночь на 12.07.1941 в районе восточнее Вардё обнаружила 3 тральщика, атаковать которые не смогла из-за большой дистанции и курсового угла цели. По-видимому, были обнаружены эскадренные миноносцы противника.
Из-за малой емкости старой аккумуляторной батареи лодка не могла патрулировать длительное время у входа в Петсамонвуоно и поэтому держалась в северо-восточной части позиции.
18.07.1941 в 09.58 коснулась грунта в районе бухты Пумманки, в результате чего разорвался лист коробки киля, и нарушилась герметичность главной осушительной системы.
19.07.1941 в 00.00 начала возвращение в базу.
20.07.1941 в 09.25 прибыла в Полярный.{5}
С 28.07.1941 по 01.08.1941 прошла докование и ремонт киля.
2-й боевой поход (11,5 суток):
05.08.1941 в 21.25 вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга Н.И. Морозов.
06.08.1941 в 03.40 прибыла на позицию.
07.08.1941 в 07.50 в надводном положении в точке с глубиной 200 метров ударилась килем о неизвестный металлический предмет (при осмотре в доке в районе IV и V отсеков были обнаружены свежие следы содранной краски). Из анализа германских документов следует, что лодка получила попадание неразорвавшейся торпеды с германской субмарины "U 81", произведшей два 2-торпедных залпа по советской подводной лодке типа "М" в 04.51 и в 05.42 в квадрате AC8585 (время обоих залпов дано среднеевропейское).
10.08.1941 в 06.42 за кормой было зафиксировано 2 взрыва, а затем было обнаружено судно неустановленного типа – на лодке слышали бомбардировку советскими ВВС трех германских эскадренных миноносцев, возвращавшихся в базу после потопления сторожевого корабля "Туман".
12.08.1941 в 22.10 и в 22.20 при нахождении на перископной глубине была дважды атакована самолетами противника, сбросившими 2 и 1 бомбу соответственно.
16.08.1941 в 21.23 начала возвращение в базу.
17.08.1941 в 11.48 прибыла в Полярный.
Прошла навигационный ремонт и докование.
3-й боевой поход (11 суток):
15.09.1941 в 13.05 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.
16.09.1941 в 04.13 прибыла на позицию.
В ночь на 18.09.1941 из-за плохой видимости не смогла атаковать судно неустановленного типа.
18.09.1941 – 19.09.1941 штормовала на позиции (шторм 8-9 баллов по шкале Бофорта). Через рубочный люк вода залила центральный пост, попала в головку перископа.
26.09.1941 в 00.15 начала возвращение в базу и в 11.34 прибыла в Полярный.
4-й боевой поход (11 суток):
05.10.1941 в 11.50 вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё.
06.10.1941 в 05.35 прибыла на позицию.
Днем 07.10.1941 в районе Вардё обнаружила два мотобота по 400-500 тонн под германскими флагами, следовавших из Вардё к мысу Харбакен, и два мотобота под германскими флагами, шедших в обратном направлении. Сблизившись с ними на 3-4 кабельтова, командир отказался от атаки из-за невысокой ценности целей и малой осадки мотоботов.
08.10.1941 в 14.05 вошла в гавань Хавнингберг (стоянка на мысе Харбакен) и обнаружила у пирса транспорт (5000-7000 тонн) под германским флагом. Из-за навигационных опасностей лодка легла на обратный курс, чтобы занять удобную позицию для стрельбы. Налетевший снежный заряд помешал атаке. Когда заряд прошел, субмарина заняла позицию и в 17.35 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 5-7 кабельтовых. Через минуту был слышен глухой взрыв. Подводная лодка получила дифферент 7° на корму и ушла под воду, вследствие чего не наблюдала за результатами атаки. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована.
09.10.1941 – 10.10.1941 штормовала на позиции.
Днем 11.10.1941 у входа в Перс-фьорд обнаружила на расстоянии 4 кабельтова прямо по носу одиночный танкер водоизмещением в 4000 тонн, шедший по направлению к порту Вардё. Подводная лодка не произвела торпедного залпа вследствие того, что при открывании передней крышки торпедного аппарата из-за неправильных действий личного состава по заполнению кольцевого зазора получила большой дифферент на корму, а пока производилась дифферентовка, танкер скрылся.
13.10.1941 обнаружила одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
14.10.1941 в 14.45, когда лодка находилась в подводном положении, акустик услышал шум винтов. При осмотре горизонта был обнаружен конвой в составе лайнера (водоизмещение 20000 тонн) и транспорта (водоизмещение 12000 тонн), шедших в сопровождении двух эсминцев. Субмарина вышла в атаку, но вследствие большой скорости каравана атаковать суда не удалось.
16.10.1941 в 01.50 начала возвращение в базу и в 16.46 прибыла в Полярный.
С 22.10.1941 по 24.12.1941 прошла текущий ремонт.
5-й боевой поход (2 суток):
08.01.1942 в 04.22 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
10.01.1942 в 07.22 по среднеевропейскому времени к северу от полуострова Рыбачий в точке 70°09' с.ш./ 31°50' в.д. торпедирована и потоплена германской подводной лодкой "U 584".
15.01.1942 не вышла на связь в плановый срок оставления позиции.
17.01.1942 – 22.01.1942 не ответила на вызовы по радио.
22.01.1942
истек срок автономности. На
лодке погиб 21 член экипажа.
{1} В [1, с.66] и [5, с.47] дата подписания приемного акта лодки – 29.09.1938; в [2, с.254] есть две версии о дате подписания приемного акта – 29.09.1938 и 24.10.1938.
{2} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.47]:
5 боевых походов (49 суток).
1 торпедная атака (1 торпеда).
Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.339]:
срок боевой службы – 6,6 месяца (22.06.1941 – 10.01.1942);
5 боевых походов (47 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,24.
1 торпедная атака (1 торпеда).
{3} В [1, с.66]
лодке приписывается потопление 1 транспорта противника.
{4} Согласно [5, с.47] подводная лодка "М-175" вышла в 1-й боевой поход 06.07.1941; в [4, с.339] – 08.07.1941.
{5} Согласно [5, с.47] подводная
лодка "М-175" возвратилась из 1-го боевого похода 20.07.1941; в [4, с.339] – 19.07.1941; в [7] – 17.07.1941.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[5]
Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия
КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[6] Версия
Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
Дополнительные страницы сайта по истории
"М-175":
1. Торпедная
атака "М-175" 08.10.1941.
Дата последнего изменения: 11.01.2009.