Подводная лодка "М-173" ("М-89")

 

 

"М-173"

(до 16.06.1939"М-89")

 

 

Серия

XII

 

Дата закладки

27.06.1936

Завод № 196, г. Ленинград

заводской № 90

Дата спуска на воду

      09.10.1937 {1}

Дата подписания приемного акта

22.06.1938

Командиры

11.193823.02.1942 {2}

23.02.194208.1942

Иван Андреевич Кунец

Валериан Александрович Терёхин

Принадлежность

22.06.1938

21.06.1939

22.06.194108.1942

Краснознаменный Балтийский флот

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат

13 боевых походов{3} в Великой Отечественной войне (87-94 суток).{3}

Выполнила 4 торпедные атаки (7 торпед).

Достоверно потопила:

22.04.1942 германский транспорт "Blankenese" (3236 брт).{4}

Судьба

06-14.08.1942 пропала без вести в 13-м боевом походе в район северо-западнее Вардё (21 член экипажа погиб).

27.06.1936 заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 90) под литерно-цифровым обозначением "М-89".

09.10.1937 спущена на воду.{1}

22.06.1938 подписан приемный акт. Лодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В 11.1938 командиром подводной лодки назначен Иван Андреевич Кунец.

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-173".

21.06.1939 вошла в состав Северного флота.

Участвовала в советско-финляндской войне.

20.03.1941 начала средний ремонт.

19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном у борта плавучей мастерской "Красный горн" в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием капитан-лейтенанта И.А. Кунца, заканчивая средний ремонт. Лодка числилась в организационном периоде.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

06.07.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (1,4 суток):

04.08.1941 в 05.55 вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий. В день выхода вследствие пропуска газоотводных затворов внутрь дизеля попала вода. При всплытии при попытке продуть воздухом низкого давления главный балласт была разбита крышка цилиндра дизеля (вода из дизеля удалена не была), сломалась стойка рычагов рабочих клапанов. Из-за повреждения начала возвращение в базу.

05.08.1941 в 15.20 прибыла в Полярный.

2-й боевой поход (11,8 суток):

24.08.1941 в 04.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 19.35 прибыла на позицию.

Большую часть времени находилась в районе зарядки аккумуляторных батарей. Встреч с кораблями противника не имела.

04.09.1941 в 03.30 начала возвращение в базу и в 22.45 прибыла в Полярный.

С 08.09.1941 по 20.09.1941 прошла навигационный ремонт у борта плавучей мастерской "Красный горн", была установлена система беспузырной торпедной стрельбы.

3-й боевой поход (11 суток):

24.09.1941 в 07.27 вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.

Первой из подводных лодок Северного флота высадила разведывательную группу в составе 13 человек на территории противника.

Не смогла атаковать обнаруженный одиночный транспорт из-за неправильного заполнения водой кольцевого зазора торпедного аппарата – из-за резкого нарастания дифферента на нос цель пропущена.

05.10.1941 в 11.10 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (9 суток):

15.10.1941 в 11.04 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.

16.10.1941 в 21.50 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

С 23.10.1941 по 24.10.1941 укрывалась от шторма в бухте Цып-Наволок.

24.10.1941 в 15.51 прибыла в Полярный.{3}

5-й боевой поход (12 суток):

10.11.1941 в 15.47 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.

11.11.1941 в 00.15 прибыла на позицию.

Из-за шторма находилась на позиции всего 3 суток.

13.11.1941 в 09.15 ударилась о камни в районе Вайтолахти.

16.11.1941 по приказу командования с 20.14 начала действовать на подходах к Киркенесу (позиция № 5а).

С 19.11.1941 по 21.11.1941 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. Была снесена относительно счислимого места на 50 миль.

При возвращении в устье Кольского залива ударилась о камни, в результате чего было обломано ограждение правого пера носовых горизонтальных рулей, сломана балансирная часть вертикального руля.

22.11.1941 в 16.17 прибыла в Полярный.

6-й боевой поход (8,6 суток):

05.12.1941 в 0 часов вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса. В 16 часов прибыла на позицию.{3}

11.12.1941 в 12.57 обнаружила на дистанции 8 кабельтовых эскадренный миноносец противника, который, заметив подводную лодку в надводном положении, начал сигнализировать ей прожектором. Из-за нашедшего снежного заряда видимость внезапно уменьшилась до одного кабельтова, и субмарина потеряла из виду эсминец. Лодка ушла на глубину 15 метров, и атака не состоялась.

В ночь на 12.12.1941, по-видимому, была обнаружена германской подводной лодкой "U 134", командир которой отказался от атаки из-за опасения потопить германскую субмарину. В 23.30 начала возвращение в базу.

13.12.1941 на переходе в базу из-за штормовой погоды вылился электролит. В 15 часов прибыла в Полярный.

18.12.1941 начала навигационный ремонт у борта плавучей мастерской "Красный горн".

06.01.1942 вступила в строй.

7-й боевой поход (9 суток):

27.01.1942 в 20 часов вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё.

28.01.1942 в 10 часов прибыла на позицию.

Днем 29.01.1942 при маневрировании в подводном положении акустик доложил, что слева на курсовом угле 15° отчетливо слышен шум винтов. После всплытия лодки на перископную глубину при осмотре горизонта ничего не было обнаружено. В 13.30 в перископ на дистанции 30-35 кабельтовых был обнаружен тральщик, уходивший на вест при курсовом угле 140-150°. Командир подводной лодки решил атаковать цель в расчете на то, что она изменит курс, и полным ходом в течение семи минут догонял тральщик. Однако курсовой угол увеличивался, а дистанция сократилась менее чем на 5 кабельтовых. Командир лодки отказался от атаки. В 22.55, следуя в надводном положения курсом 310°, у входа во фьорд обнаружила слева по борту на дистанции 7-8 кабельтовых подводную лодку противника, шедшую в надводном положении переменными курсами. Командир отдал приказание приготовить торпедные аппараты и застопорить дизель. Вследствие неправильных действий вахтенного центрального поста произвела погружение без команды командира. Благодаря своевременным действиям командира БЧ-5, задержавшего погружение на глубине 4 метра, командир лодки и сигнальщик успели спуститься в рубочный люк. Затем на перископной глубине, развернувшись на обратный курс, подводная лодка шла в подводном положении в продолжение 3 часов 50 минут.

01.02.1942 обследовала Сюльте-фьорд.

04.02.1942 в 19.47 начала возвращение в базу.

05.02.1942 в 16.53 прибыла в Полярный.

07.02.1942 начала навигационный ремонт.

23.02.1942 за неумелое руководство и отсутствие боевых успехов командир подводной лодки капитан-лейтенант И.А. Кунец был отстранен от занимаемой должности. В командование лодкой вступил капитан-лейтенант Валериан Александрович Терёхин.

26.02.1942 завершила навигационный ремонт.

8-й боевой поход (6,6 суток):

10.03.1942 в 19 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.

11.03.1942 в 06.46 прибыла на позицию.

В ночь на 12.03.1942 во время шторма обнаружился пропуск нескольких кингстонов и поломка балансирной части вертикального руля, из-за чего он стал перекладываться влево только на 15°, а вправо – на 2-3°.

16.03.1942 в 14.50 юго-восточнее полуострова Стуре-Эккерё обнаружила на дистанции 15 кабельтовых транспорт, следующий в охранении двух тральщиков в восточном направлении. В 15.12 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по транспорту (3500 тонн) одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 5-6 кабельтовых. Через 45 секунд услышан взрыв. Через 2-3 минуты наблюдением в перископ транспорт не обнаружен. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. В 21.00 начала возвращение в базу.

17.03.1942 в 10.42 прибыла в Полярный.

9-й боевой поход (4,6 суток):

03.04.1942 в 20 часов вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.{3}

04.04.1942 в 06.17 прибыла на позицию. В 22.09-23.10 высадила разведывательную группу в составе 3 человек.

Утром 06.04.1942 обнаружила 2 тральщика, но из-за невыгодного курсового угла цели не смогла атаковать. Днем обнаружила буксир, но из-за малой осадки цели в атаку не выходила.

07.04.1942 в 16.39 восточнее мыса Блудскютудде обнаружила на дистанции 20-22 кабельтовых транспорт, следующий в охранении тральщика и сторожевого катера в западном направлении. В 16.47 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (7000 тонн) с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 11 кабельтовых. Через 100 секунд был услышан взрыв. Через 13 минут транспорт в перископ не обнаружен. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, был безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежские теплоход "Taiwan" (5502 брт) и моторный танкер "Banco" (462 брт). В 23.03 начала возвращение в базу.

08.04.1942 в 12.11 прибыла в Полярный.{3}

10-й боевой поход (1 сутки):

13.04.1942 в 14.20 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.

14.04.1942 в 03.05 прибыла на позицию. В 06.35 юго-западнее мыса Кибергнес по акустическим данным обнаружила шумы винтов. После сближения в перископ был обнаружен конвой, следующий в западном направлении в составе танкера, транспорта и двух тральщиков. В 07.22 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по танкеру (10000 тонн) с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10-12 кабельтовых. Через 80 и 85 секунд было услышано 2 взрыва. В 07.33 в перископ в направлении цели было обнаружено густое облако черного дыма и отсутствие танкера. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. В эти сутки германские конвои из Киркенеса не выходили. В 09.00 начала возвращение в базу. В 18.03 прибыла в Полярный.

11-й боевой поход (1,7 суток):

21.04.1942 в 09.51 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

22.04.1942 в 02.13 прибыла на позицию. Утром обнаружила 2 сторожевых корабля, но командир лодки отказался от атаки из-за малой осадки целей. В 09.15 в двух милях северо-восточнее мыса Харбакен обнаружила конвой, следующий в западном направлении (1 транспорт, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика). В 09.33 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 4 кабельтовых. Через 45 и 50 секунд было услышано 2 взрыва. По иностранным данным был тяжело поврежден и в 08.56 (по среднеевропейскому времени) затонул германский транспорт "Blankenese" (3236 брт), следовавший в балласте (1 погибший, 3 раненых). Лодку контратаковали германские большие охотники "Uj 1104", "Uj 1108" и "Uj 1111", сбросившие в течение 2,5 часов 38 глубинных бомб. В результате близких разрывов на лодке было повреждено освещение, кронштейн кормовых горизонтальных рулей, в прочном корпусе образовалась вмятина. В 15.00 начала возвращение в базу.

23.04.1942 в 03.08 прибыла в Полярный.{3}

С 24.04.1942 по 21.06.1942 прошла текущий ремонт.

12-й боевой поход (9 суток):

06.07.1942 в 04.53 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 13.00 прибыла на позицию.{3}

В течение патрулирования уклонилась от 9 плавающих мин.

07.07.1942 в 00.30-12.05 заходила для зарядки аккумуляторной батареи в бухту Цып-Наволок.

13.07.1942 в 09.59 обнаружила перископ, от которого уклонилась срочным погружением.

15.07.1942 в 02.27 начала возвращение в базу. В 06.59 прибыла в Полярный.{3}

С 16.07.1942 по 31.07.1942 прошла навигационный ремонт.

13-й боевой поход (1-8 суток):

06.08.1942 в 19.00 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. В дальнейшем на связь не выходила, в базу не вернулась.

14.08.1942 не ответила на приказ о возвращении в базу.

16.08.1942 советские радиостанции зафиксировали неразборчивую передачу на волне подводной лодки.

17.08.1942 истек срок автономности. На лодке погиб 21 член экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв на мине заграждения "Sperre-IV" северо-западнее Вардё.

2. Подрыв на мине заграждения "Bantos-A" севернее полуострова Рыбачий.

3. Подрыв на плавающей мине.

4. Ошибка личного состава или отказ техники.

Подводная лодка "М-173" [5, с.44]

Командир подводной лодки капитан-лейтенант В.А. Терёхин

и штурман лейтенант Н.Г. Катькалов на мостике "М-173"

Примечания:

{1} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.337] и [2, с.254] дата спуска лодки на воду – 09.10.1937; в [5, с.44] есть две версии о дате спуска на воду – 09.10.1937 и 23.07.1937.

{2} Согласно [4, с.337] и [5, с.44] капитан-лейтенант И.А. Кунец командовал "М-173" до 23.02.1942; в [3, с.300] – до 05.03.1942.

{3} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.44-45]:

13 боевых походов (87-94 суток).

4 торпедные атаки (7 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.337]:

срок боевой службы – 13,7 месяцев (22.06.194114.08.1942);

13 боевых походов (91 сутки);

коэффициент боевой напряженности = 0,22.

4 торпедные атаки (7 торпед).

Согласно [1, с.65] лодка совершила 11 боевых походов.

Хронологии походов, приведенные в [5, с.44-45] и [4, с.337], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [5]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

04.08.1941

05.08.1941

2-й боевой

24.08.1941

04.09.1941

3-й боевой

24.09.1941

05.10.1941

4-й боевой

15.10.1941

24.10.1941

26.10.1941

5-й боевой

10.11.1941

22.11.1941

6-й боевой

05.12.1941

04.12.1941

13.12.1941

7-й боевой

27.01.1942

05.02.1942

8-й боевой

10.03.1942

17.03.1942

9-й боевой

03.04.1942

04.04.1942

08.04.1942

07.04.1942

10-й боевой

13.04.1942

14.04.1942

11-й боевой

21.04.1942

23.04.1942

22.04.1942

12-й боевой

06.07.1942

06.06.1942

15.07.1942

15.06.1942

13-й боевой

06.08.1942

14-17.10.1943

14.08.1942

{4} В [1, с.65] лодке приписывается потопление 4 транспортов противника (в том числе 16.03.1942 – "Петсамо" и 22.04.1942 – "Бланкензее"). В [2, с.162] считается, что "М-173" потопила транспорты "Утландсхёрн" (2642 брт) и "Бланкенезе" (3236 брт).

Считавшийся потопленным германский пароход "Utlandshörn" (2643 брт) затонул 16.03.1942 в точке 69°41' с.ш. / 31°27' в.д., подорвавшись на мине, выставленной торпедным катером. Финский пароход "Petsamo" (4596 брт) был потоплен германской подводной лодкой "U 34" в Северной Атлантике 10.07.1940. [5, с.85] [8, с.23]

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[7] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991 и №№1-08, 1992.

[8] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-173":

1. Торпедная атака "М-173" 16.03.1942.

2. Торпедная атака "М-173" 07.04.1942.

3. Торпедная атака "М-173" 14.04.1942.

4. Торпедная атака "М-173" 22.04.1942.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 26.02.2009.