Гвардейская подводная лодка "М-171" ("М-87")

 

03.04.1942

"М-171"

(до 16.06.1939"М-87")

 

 

Серия

XII

проект 604 (МЗ-XII)

 

Дата закладки

      10.09.1936 {1}

Завод № 196, г. Ленинград

заводской № 88

Дата спуска на воду

      10.07.1937 {2}

Дата подписания приемного акта

11.12.1937

Командиры

31.10.193921.03.1943{3}

21.03.1943 09.05.1945

Валентин Георгиевич Стариков

Георгий Данилович Коваленко

Принадлежность

      25.12.1937 {4}

21.06.1939

22.06.194114.05.1944

14.05.1944 28.04.1945

01.07.1945

Краснознаменный Балтийский флот

Северный флот               

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Краснознаменный Балтийский флот

Боевой результат

29 боевых походов{5} в Великой Отечественной войне (132,7 суток).{5}

Выполнила 20 торпедных атак (38 торпед).

Достоверно потопила:

29.04.1942 германский транспорт "Curityba" (4969 брт).{6}

Достоверно повредила:

29.01.1943 германский транспорт "Ilona Siemers" (3245 брт).

Судьба

30.06.1960 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

10.09.1936{1} заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 88) под литерно-цифровым обозначением "М-87" (головная лодка XII серии на этом заводе).

10.07.1937 спущена на воду.{2}

11.12.1937 подписан приемный акт.

12.12.1937 поднят военно-морской флаг.

25.12.1937 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.{4}

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-171".

21.06.1939 вошла в состав Северного флота.

31.10.1939 командиром подводной лодки назначен Валентин Георгиевич Стариков.

Участвовала в советско-финляндской войне.

19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном у борта плавучей мастерской "Красный горн" в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта В.Г. Старикова, заканчивая средний ремонт. Лодка числилась во 2-й линии. Начата установка системы беспузырной торпедной стрельбы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

Днем 19.07.1941 во время стоянки в губе Оленья подверглась удару авиации противника. На расстоянии 70-100 метров от лодки взорвалось несколько авиабомб, не причинивших повреждений.

В 07.1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (8 суток):

25.07.1941 в 17.20 вышла из Полярного на позицию № 16 для прикрытия коммуникаций восточнее Кольского залива.

26.07.1941 в 06.18 прибыла на позицию.

27.07.1941 в 15.08 обнаружила подводную лодку противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла ее атаковать. Возможно была обнаружена германская подводная лодка "U 652".

Днем 28.07.1941 обнаружила подводную лодку противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла ее атаковать. Возможно была обнаружена германская подводная лодка "U 652".

30.07.1941 в 11.38 (по среднеевропейскому времени) была обнаружена германской подводной лодкой "U 652", которая была вынуждена отказаться от атаки из-за разряженной аккумуляторной батареи.

02.08.1941 через неисправный газоотводный клапан при погружении был полностью залит водой дизель, оплавился подшипник Митчеля. В 06.13 начала возвращение в базу и в 18.02 прибыла в Полярный.

05.08.1941 перешла для ремонта в Мурманск.

06.08.1941 при сильном отливе и ветре лодку навалило на угол плавучего дока завода Народного комиссариата рыбной промышленности. От удара была пробита цистерна главного балласта № 2 по левому борту.

С 22.08.1941 по 25.08.1941 прошла докование.

С 28.08.1941 по 30.08.1941 осуществила замену аккумуляторной батареи.

2-й боевой поход (8,8 суток):

10.09.1941 в 17.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин.

На переходе в ночь на 11.09.1941 по ошибке пыталась выйти в атаку на советский дозорный тральщик, а затем на судно неустановленного типа (предположительно германская подводная лодка "U 451", которая обнаружила в 02.55 советскую субмарину). В 12 часов прибыла на позицию.

13.09.1941 в 20.21 в подводном положении начала прорыв в залив Петсамонвуоно, но у мыса Крестовый коснулась грунта, всплыла на 4 метра и была обнаружена сторожевыми катерами противника. Через 3 минуты, не обнаружив в Линахамари кораблей противника, лодка ушла на глубину 15 метров и направилась к выходу из залива, где была безрезультатно атакована сторожевыми катерами, сбросившими 12 глубинных бомб.

В течение похода дважды обстреливалась береговыми батареями.             

18.09.1941 штормовала на позиции. Из-за крена вылился электролит из 6 баков аккумуляторной батареи.

19.09.1941 в 3 часа начала возвращение в базу и в 13 часов прибыла в Полярный.

3-й боевой поход (5,5 суток):

27.09.1941 в 21.20 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.{5}

28.09.1941 в 11.58 прибыла на позицию.

Днем 02.10.1941 в подводном положении прорвалась через залив Петсамонвуоно в порт Линахамари. В 13.30 в гавани лодка обнаружила у причала два стоявших транспорта. В 14.02 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 12 кабельтовых по двум транспортам (8000 и 3000 тонн) прицельно на медленной циркуляции последовательно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с временным интервалом 6-7 секунд (с расчетом попасть в оба транспорта). Через 1,5 минуты услышано 2 глухих взрыва. По иностранным данным обе торпеды взорвались при ударе о берег, а норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт) и "Viator" (3076 брт) попаданий не получили. После торпедных выстрелов лодка всплыла до 4 метров. Заполнив цистерну быстрого погружения, развернулась и на глубине 18 метров направилась к выходу из гавани, но попала в противолодочную сеть и в течение двух часов не могла от нее оторваться. В это время германский сторожевой корабль "Togo" сбросил на безопасном удалении от лодки 29 глубинных бомб (бомбы сбрасывались посреди прохода, а субмарина прижималась к берегу). После освобождения от сети, воспользовавшись приливом, подводная лодка на глубине 6 метров на полном ходу, не поднимая перископа, прошла поверх сети и вышла из гавани без повреждений. В 17.00 после выхода из залива был услышан ряд глухих взрывов глубинных бомб за кормой.

03.10.1941 в 02.55 начала возвращение в базу и в 09.55 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (8,5 суток):

16.10.1941 в 09.00 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.

17.10.1941 в 03.24 прибыла на позицию.

Днем 22.10.1941 на большом удалении от подводной лодки было зафиксировано 5 взрывов.

23.10.1941 при попытке проникнуть в район Вадсё вышли из строя носовые горизонтальные рули – командир от прорыва отказался. В этот же день лопнула масляная магистраль дизеля – устранено на позиции.

Встреч с кораблями противника не имела.

Утром 24.10.1941 ударилась о грунт в районе Айновских островов. Из-за полученных повреждений в 15.50 начала возвращение в базу и в 22.22 прибыла в Полярный.

5-й боевой поход (3,9 суток):

12.11.1941 в 15.25 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.

13.11.1941 в 15.15 прибыла на позицию.

Утром 14.11.1941 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.

15.11.1941 в районе юго-восточнее полуострова Стуре-Эккерё в 15.00 обнаружила при помощи акустики на дистанции 18-20 кабельтовых конвой противника, идущий в направлении Киркенеса. В перископ наблюдались 2 транспорта в охранении малых кораблей. В 15.09 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по головному транспорту прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 18-20 кабельтовых при курсовом угле цели 150°. Попадания в транспорт не было. Продолжая атаку, лодка в 15.19 выпустила прицельно по шедшему вторым танкеру (6000 тонн) вторую торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 13-14 кабельтовых при курсовом угле цели 85°. Через 1 минуту услышан взрыв, через 5 минут цель в перископ не обнаружена. Атака противником не зафиксирована. Был атакован конвой, включавший германские танкер "Weissenburg" (6281 брт) и транспорт "Magdalena Vinnen" (4594 брт). В 17.55 начала возвращение в базу. При возвращении вышла из строя муфта "Бамаг".

16.11.1941 в 13.16 прибыла в Полярный.

6-й боевой поход (5 суток):

01.12.1941 в 14.00 вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов.{5}

03.12.1941 в 06.20 прибыла на позицию.

Из-за штормовой погоды и плохой видимости дважды не удалось высадить разведывательную группу. Вышли из строя лаг и гирокомпас. Вся боевая деятельность лодки в этом походе протекала в условиях шторма, доходившего до 9 баллов.

05.12.1941 в 13.28 в точке 70°30' с.ш. / 30°58' в.д. обнаружила на дистанции 20 кабельтовых танкер противника без груза, шедший с включенными огнями курсом норд-вест без охранения. В 13.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по танкеру (4000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. В 13.43 танкер в перископ не наблюдался. Зарубежных данных нет. По-видимому, было атаковано норвежское судно. В 17.00 начала возвращение в базу. Из-за отказа навигационных приборов при возвращении имела невязку в 20 миль.

06.12.1941 в 17.55 прибыла в Полярный.{5}

15.12.1941 начала аварийный ремонт кулачной муфты.

03.01.1942 вступила в строй.

7-й боевой поход (6 суток):

21.01.1942 в 17 часов вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

22.01.1942 в 07.30 прибыла на позицию. В этот же день была обнаружена неисправность муфты "Бамаг".

24.01.1942 водой, влившейся через верхний рубочный люк, залита нижняя головка перископа – устранено.

27.01.1942 на основании радиодонесения подводной лодки "Щ-422" о неудачной попытке атаковать конвой, идущий в восточном направлении, командование Северного флота отдало приказ "М-171" перехватить неприятельский караван. Выполняя приказ, лодка заняла позицию у мыса Харбакен в точке 70°36' с.ш. / 30°35' в.д., стоя без хода в надводном положении. В 05.15 акустик услышал шум винтов, а в 05.17 визуально были обнаружены три судна, шедшие на зюйд-ост по пеленгу 315–320° на дистанции 30 кабельтовых. В 05.29 из надводного положения лодка произвела торпедную атаку, выпустив по среднему транспорту (4000-5000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. После атаки субмарина срочно погрузилась, направляясь от берега на норд-ост. Через 90 секунд услышан сильный взрыв и треск. На отходе после атаки через небольшой промежуток времени после взрыва торпеды были слышны два глухих взрыва глубинных бомб. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, безуспешно атакован германский конвой, включавший танкер "Inger Johanne" (1202 брт), госпитальное судно "Fasan" (1075 брт) и транспорт "Nicole Schiaffino" (4974 брт). Донеся командованию Северным флотом о боевом столкновении с противником и об израсходовании торпед, командир подводной лодки получил приказание вернуться в базу. В 07.00 субмарина начала возвращение в базу. В 17.23 прибыла в Полярный.

27.01.1942 начала навигационный ремонт.

29.01.1942 Военный Совет Северного флота возбудил ходатайство перед Народным Комиссаром Военно-Морского флота о награждении подводной лодки "М-171" орденом Красного Знамени и о присвоении командиру подводной лодки капитан-лейтенанту Старикову звания Героя Советского Союза.

11.02.1942 вступила в строй.

8-й боевой поход (6,5 суток):

13.02.1942 в 22 часа вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

14.02.1942 в 5 часов прибыла на позицию.

Днем 17.02.1942 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за большой дистанции и курсового угла цели не смогла атаковать.

18.02.1942 было обнаружено подплавление подшипника Митчеля.

19.02.1942 в 19.30 начала возвращение в базу.

20.02.1942 в 08.40 прибыла в Полярный.

С 21.02.1942 по 11.03.1942 прошла навигационный ремонт.

9-й боевой поход (1,4 суток):

19.03.1942 в 17.02 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

20.03.1942 в 00.42 в 12 милях северо-западнее мыса Цып-Наволок при следовании на позицию вахтенный офицер лодки старший лейтенант А.С. Щекин обнаружил на расстоянии 7 кабельтовых два силуэта, шедших северо-западным курсом со скоростью 7-8 узлов. Субмарина находилась в выгодной для атаки позиции, и стрелять следовало немедленно. В 00.45 еще до прибытия на мостик командира лодки А.С. Щекин произвел торпедную атаку, выпустив прицельно по судну неустановленного типа одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 7 кабельтовых. Из-за сильного рысканья при волнении 6 баллов торпеда в цель не попала. Противник не зафиксировал атаку. Был безуспешно атакован отряд боевых кораблей, готовившийся к постановке минного заграждения "Bantos-A", в составе германских минных заградителей "Cobra", "Brummer", сторожевого корабля "Polarkreis", большого охотника "Uj 1109". В 07.50 прибыла на позицию. В 12.35 в 4-х милях восточнее мыса Скальнес обнаружила отряд боевых кораблей в составе 4-х тральщиков. В 13.19 из подводного положения в точке 70°09' с.ш. / 30°40' в.д. лодка произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по тральщику одну торпеду из носового торпедного аппарата с дистанции 9 кабельтовых. Через 70-75 секунд услышан слабый взрыв, через 4 минуты в перископ наблюдалось только 3 тральщика. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 16.00 начала возвращение в базу.

21.03.1942 в 02.39 прибыла в Полярный.{5}

10-й боевой поход (1,1 суток):

21.03.1942 в 16.59 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

22.03.1942 в 05.10 прибыла на позицию. В 07.25 в точке 70°02' с.ш. / 30°27' в.д. акустик лодки услышал шум винтов по пеленгу 350°. В 07.35 на дистанции 20 кабельтовых в перископ была обнаружена рубка подводной лодки. "М-171" начала сближение с целью и в 07.45 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив две торпеды с временным интервалом в 7 секунд из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Сразу после этого "М-171" получила положительную плавучесть, показав над водой свою боевую рубку. Путем заполнения балластной цистерны лодку удалось вернуть на перископную глубину. Через 87 секунд после выпуска торпед произошел взрыв одной из них. Командир лодки поднял перископ, но увидел вражескую субмарину в целости и сохранности. Вскоре акустик доложил о шумах винтов по пеленгу 340°. Убедившись, что цель не уничтожена, командир "М-171" принял решение уходить в подводном положении в сторону моря, так как для повторной атаки уже не было торпед. Атака противником не зафиксирована. Была безуспешно атакована германская подводная лодка "U 456". В 11.03 "М-171" начала возвращение в базу и в 19.42 прибыла в Полярный.

11-й боевой поход (1 сутки):

28.03.1942 в 17.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

29.03.1942 в 03.57 прибыла на позицию. В 06.39 в точке 70°12' с.ш. / 31°15' в.д. обнаружила подводную лодку противника. В 06.50 из подводного положения "М-171" произвела торпедную атаку, выпустив две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 9-10 кабельтовых. Из-за поломки системы беспузырной торпедной стрельбы после залпа получила дифферент на корму 21°. Был услышан взрыв, через 9 минут цель в перископ не обнаружена. Атака противником не зафиксирована. Возможно была безуспешно атакована германская подводная лодка "U 585".{7} В 09.24 "М-171" начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.

03.04.1942 удостоена гвардейского звания.

12-й боевой поход (5 суток):

16.04.1942 в 12.00 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.{5}

17.04.1942 в 01.44 прибыла на позицию. В тот же день обнаружила сторожевой корабль и мотобот.

С 18.04.1942 по 19.04.1942 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

20.04.1942 в 14.24 северо-западнее мыса Харбакен обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 2 тральщика). В 14.55 в точке 70°38,8' с.ш. / 30°39' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 13-14 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. В 15.06 в перископ был обнаружен транспорт без хода. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты "Petropolis" (4845 брт) и "Mars". Наблюдался след одной торпеды. Лодка была контратакована германским большим охотником "Uj 1105", сбросившим между 15.10 и 16.10 на безопасном удалении 33 (14 по германским данным) глубинные бомбы. В 17.13 субмарина начала возвращение в базу.

21.04.1942 в 08.37 прибыла в Полярный.{5}

13-й боевой поход (2,7 суток):

27.04.1942 в 13.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{5}                          

28.04.1942 в 0 часов прибыла на позицию.

Утром и днем 29.04.1942 уклонилась от сторожевого корабля и группы тральщиков противника, сбросивших на безопасном удалении несколько глубинных бомб. Вечером обнаружила в точке 70°05,1' с.ш. / 30°31,5' в.д. конвой противника, следующий в направлении Вардё (2 транспорта, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик). В 19.26 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (9000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 4,5-5 кабельтовых. Через 30 секунд услышано 2 сильных взрыва и металлический треск. По зарубежным данным в результате попадания двух торпед поврежден германский транспорт "Curityba" (4969 брт), перевозивший груз железной руды и 2 катера-тральщика 54-й флотилии тральщиков (предположительно "M 5403" и "M 5407"). Транспорт выбросился на берег и был полностью разрушен (22 погибших, 1 раненый). Лодка подверглась двухчасовому преследованию сторожевых кораблей "Cherusker", "Franke", и "Nordriff", сбросивших 19 (20 по германским данным) глубинных бомб. В 22.56 субмарина всплыла и начала возвращение в базу, но вскоре подверглась преследованию германского большого охотника "Uj 1110", сделавшего 11 залпов из 88-мм орудий (в том числе 2 накрытия). Пользуясь преимуществом в скорости, лодка оторвалась от преследователя в надводном положении.

30.04.1942 в 8 часов прибыла в Полярный.{5}

С 01.05.1942 по 03.05.1942 прошла навигационный ремонт.

14-й боевой поход (4,2 суток):

04.05.1942 в 17.32 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{5}                          

05.05.1942 в 01.30 прибыла на позицию.

С 06.05.1942 по 08.05.1942 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

07.05.1942 из-за неисправности в упорном подшипнике в V отсек стала поступать вода – неисправность устранена.

08.05.1942 в 14.00 из-за непрекращающегося шторма с разрешения командования начала возвращение в базу и в 23.06 прибыла в Полярный.

С 10.05.1942 по 15.05.1942 прошла навигационный ремонт.

15-й боевой поход (4,5 суток):

19.05.1942 в 20.09 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.                                

20.05.1942 в 5 часов прибыла на позицию.

23.05.1942 в 17.23 в 5 милях юго-западнее маяка Стуршер обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 4 сторожевых корабля, 3 сторожевых катера). В 17.34 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (11000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 110 секунд услышано 2 глухих взрыва. По зарубежным данным был безуспешно атакован германский конвой, включавший норвежские транспорт "Vardø", мотоботы "Танга", "Кьерёк", "Рёкскьял", германские большие охотники "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1111". Торпеда прошла по корме "Uj 1101". Лодка была контратакована большими охотниками "Uj 1101", "Uj 1106", "Uj 1111", сбросившими с 17.40 до 17.50 40 (22 по германским данным) глубинных бомб и с 18.52 до 22.17 – около 160 (168 по германским данным) глубинных бомб. В результате близких разрывов повреждено освещение (разбиты почти все лампы), многие электроизмерительные приборы начали давать неправильные показания. В 17.35 лодка начала возвращение в базу.

24.05.1942 в 08.02 прибыла в Полярный.{5}

С 25.05.1942 по 05.06.1942 прошла аварийный ремонт.

16-й боевой поход (6,5 суток):

13.06.1942 в 12.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. В 23.00 прибыла на позицию.{5}

До 19.06.1942 несколько раз обнаруживала только сторожевые корабли и мотоботы.

Днем 19.06.1942 обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 3 сторожевых корабля). В 14.18 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (3000-4000 тонн) две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 16-18 кабельтовых. Взрывов не было. В 14.22 в перископ обнаружен только 1 сторожевой корабль. Преследования не было. Зарубежных данных нет, германские конвои в эти сутки в Киркенес не прибывали. В 17.48 лодка начала возвращение в базу.

20.06.1942 в 01.08 прибыла в Полярный.{5}

С 25.06.1942 по 27.09.1942 прошла текущий ремонт, в ходе которого был установлен стабилизатор глубины "Спрут".

17-й боевой поход (2,7 суток):

30.09.1942 в 00.14 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё с целью высадки разведывательной группы. В 07.35 обнаружила плавающую мину. В 18.17 прибыла на позицию.

01.10.1942 в 23.40 начала и 02.10.1942 в 01.00 завершила высадку разведывательной группы в районе Хавнингсберга.

Встреч с кораблями противника не имела.

02.10.1942 в 03.00 начала возвращение в базу и в 17.11 прибыла в Полярный.

18-й боевой поход (7,5 суток):

06.10.1942 в 18.35 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 04.54 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.10.1942 в 19.52 начала возвращение в базу.

14.10.1942 в 08.40 прибыла в Полярный.

19-й боевой поход (8 суток):

29.10.1942 в 02.00 вышла из Полярного на позицию № 4 в район Тана-фьорда для высадки разведывательной группы.

01.11.1942 в 4 часа прибыла на позицию. В 23.40 начала и 02.11.1942 в 01.00 завершила высадку разведывательной группы. Затем произвела разведку в глубине Тана-фьорда.

03.11.1942 вблизи подводной лодки зафиксировано 2 взрыва, предположительно глубинных бомб.

04.11.1942 в 11.37 имела касание троса, возможно минрепа. Вечером не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции. Тогда же начала возвращение в базу.

06.11.1942 в 00.54 прибыла в Полярный.

20-й боевой поход (4,4 суток):

10.12.1942 в 03.24 вышла из Полярного на позиции № 4/5 в район Тана-фьорд - Вардё.

11.12.1942 в 01.00 прибыла на позицию. Действия лодки осложнялись плохим состоянием разобщительной муфты.

13.12.1942 в 20.45 в районе мыса Сейбунес обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (3-4 транспорта, 4-5 миноносцев и сторожевых кораблей, несколько судов неустановленного типа). В 20.53 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (? тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12-13 кабельтовых. Через 2 минуты часть экипажа ощутила слабый удар взрывной волны. Из-за снежного заряда цель не наблюдалась. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 21.00 лодка начала возвращение в базу.

14.12.1942 в 12.56 прибыла в Полярный.

21-й боевой поход (6 суток):

31.12.1942 в 16.02 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

01.01.1943 в 7 часов прибыла на позицию.

02.01.1943 с 18.04 до 19.31 в точке 70°27,5' с.ш. / 30°45,8' в.д. высадила разведывательную группу.

05.01.1943 в 08.20 северо-западнее Вардё транспорт в охранении двух сторожевых кораблей. В 08.36 из надводного положения в точке 70°40' с.ш. / 30°29,0' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (10000-12000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых. Через 2 минуты услышан взрыв, наблюдалось пламя. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. По-видимому, был атакован следующий в восточном направлении конвой, включавший транспорты "Itauri" (6838 брт) и "Borgå" (4821 брт).

06.01.1943 в 08.34 начала возвращение в базу. При входе в Кольский залив у мыса Чевруй в густом тумане села на мель, в результате чего была повреждена дифферентная система, разбит киль, образовались вмятины в легком корпусе. В 17.12 прибыла в Полярный.

С 13.01.1943 по 24.01.1943 прошла аварийный ремонт.

22-й боевой поход (1,8 суток):

28.01.1943 в 05.18 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. В 23.57 прибыла на позицию.

29.01.1943 в 02.35 в районе Сюльте-фьорда обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении (2-3 транспорта, 4-5 сторожевых кораблей). В 02.56 из надводного положения в точке 70°31,6' с.ш. / 30°55,5' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (12000 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 2 минуты наблюдался сильный взрыв с пламенем. По зарубежным данным попаданием торпеды в носовую часть был поврежден германский транспорт "Ilona Siemers" (3245 брт). При взрыве торпеды людских потерь не было. Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 12 глубинных бомб (по германским данным преследования не было). В 08.23 начала возвращение в базу.

30.01.1943 в 00.24 прибыла в Полярный.

23-й боевой поход (1,6 суток):

17.02.1943 в 16.45 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

В ночь на 18.02.1943 прибыла на позицию. Днем обнаружила отряд боевых кораблей в составе 5 тральщиков. В 15.51 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по тральщику две торпеды с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 7-10 кабельтовых. Через 90 секунд услышан взрыв. Через 9 минут в перископ ничего не обнаружено. Преследования не было. Зарубежных данных нет.

19.02.1943 в 07.48 прибыла в Полярный.

24-й боевой поход (1,3 суток):

26.02.1943 в 17.15 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

27.02.1943 в 05.45 прибыла на позицию. В 11.50 обнаружила конвой противника, следующий в направлении Вардё (1 транспорт, 1 сторожевой корабль). В 12.11 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (водоизмещение 2000-3000 тонн) две торпеды с временным интервалом 10 секунд из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8-9 кабельтовых при угле упреждения 11° и угле встречи 100-110°. В 12.13 в I отсеке услышан взрыв, в 12.20 цель наблюдалась в перископ без видимых повреждений. По зарубежным данным была безуспешно атакована германская легкая плавучая батарея "Guschi II", наблюдавшая прохождение двух торпед. Преследования не было. В 15.31 лодка всплыла и начала возвращение в базу. В 16.00{8} была атакована германским самолетом Ju88, сбросившим в момент погружения подводной лодки 5-6 фугасных бомб, не причинивших субмарине повреждений. В 16.34 всплыла и продолжила переход в базу.

28.02.1943 в 00.30 прибыла в Полярный.

21.03.1943 командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Георгий Данилович Коваленко.

25-й боевой поход (2,2 суток):

30.03.1943 в 15.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга Н.И. Морозов.

31.03.1943 в 03.30 прибыла на позицию. Утром обнаружила 4 сторожевых корабля, оказавшихся рыболовными мотоботами. В процессе маневрирования попала в трал, которым были сорваны 2 антенны, стойки репитера гирокомпаса и ночного прицела, повреждено орудие (сорван стопор).

В ночь на 01.04.1943 начала греться и стучать муфта "Бамаг", из-за чего подводная лодка не могла дать подводный ход более двух узлов. Из-за неисправности в 11.10 начала досрочное возвращение в базу и в 21.20 прибыла в Полярный.

26-й боевой поход (2,2 суток):

04.04.1943 в 20.03 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 1 ранга Н.И. Морозов.

05.04.1943 в 07.24 прибыла в бухту Пумманки, днем вышла на позицию. В 13.51 на дистанции 30 кабельтовых обнаружила конвой противника, следующий в направлении Киркенеса (1 транспорт, 1 сторожевой катер или мотобот). Из-за близости неприятельского берега, где находились посты наблюдения, командир выводил лодку в атаку по акустическому пеленгу. В 14.27 с глубины 17 метров произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (2500 тонн) прицельно две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Через 60-90 секунд акустик услышал слабый взрыв. В 14.31 в перископ цель не обнаружена. Спустя час на большом удалении от подводной лодки зафиксировано несколько взрывов, предположительно глубинных бомб. Зарубежных данных нет, по-видимому, были атакованы норвежские рыболовные траулеры.

06.04.1943 в 19.44 начала возвращение в базу.

07.04.1943 в 02.00 прибыла в Полярный.

27-й боевой поход (10 суток):

21.04.1943 в 17.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

22.04.1943 в 04.26 прибыла на позицию.

23.04.1943 обнаружила конвой малых судов, но командир отказался от атаки из-за малой ценности цели.

Вечером 25.04.1943 не смогла атаковать конвой в районе Вардё, поскольку он зашел в порт.

28.04.1943 в 07.55, находясь на глубине 15 метров, попала в трал мотобота. Трал буксировался подводной лодкой на протяжении 20 минут. В результате попадания в трал были сорваны радиоантенны, стойки пеленгатора и ночного прицела.{9}

01.05.1943 в 05.45 начала возвращение в базу и в 15.58 прибыла в Полярный.

С 22.06.1943 по 19.07.1943 прошла навигационный ремонт.

04.10.1943 начала переоборудование в минный заградитель по проекту 604 (МЗ-XII).

14.05.1944 передана в состав 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.

31.07.1944 вступила в строй.

28-й боевой поход (3,4 суток):

09.10.1944 в 18.56 вышла из Полярного для участия в операции "Вест" на позицию в сектор "Е" в район мыс Харбакен – мыс Маккаур.

10.10.1944 в 12.05 прибыла на позицию.

Днем 11.10.1944 не смогла атаковать одиночный транспорт, скрывшийся в Сюльте-фьорде.

Утром 12.10.1944 в районе мыса Харбакен обнаружила конвой противника, следующий в западном направлении (1 транспорт, 3 сторожевых корабля). В 07.26 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом по транспорту (? тонн) две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Взрыв не зафиксирован. В 07.38 в перископ наблюдался только 1 транспорт и 2 сторожевых корабля. В 08.00-12.00 было зафиксировано 50-60 отдаленных взрывов, принятых за взрывы глубинных бомб (за преследование были приняты взрывы бомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота). Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой "Ki-135-Lf", включавший транспорты "Lumme" (1730 брт) и "Krückau". В 15.35 лодка начала возвращение в базу.

13.10.1944 в 03.37 прибыла в Полярный.

29-й боевой поход (2,5 суток):

14.10.1944 в 22.55 вышла из Полярного для участия в операции "Вест" на позицию в сектор "Е" в район мыс Харбакен – мыс Маккаур.

15.10.1944 в 16.50 прибыла на позицию.

Ночью 16.10.1944 не смогла атаковать 2 судна неустановленного типа из-за большой дистанции и курсового угла цели. Утром обнаружила тральщик или буксир, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать. Вечером в районе мыса Маккаур обнаружила конвой противника, следующий в западном направлении (3 транспорта, 1 миноносец, 4 сторожевых катера). В 20.32 из надводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом по транспорту (8000-10000 тонн) две торпеды с НВС из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых. Через 120 секунд услышано 2 взрыва. Атака противником не зафиксирована. Был безуспешно атакован германский конвой "Ki-137-Lf", включавший транспорты "Patagonia", "Leba", "Ludwig", танкеры "Algol", "Grete", парусно-моторные шхуны "Kurt" и "Edelgard". Преследования не было. В 22.56 начала возвращение в базу.

17.10.1944 в 12.42 прибыла в Полярный.

С 22.10.1944 по 01.11.1944 прошла навигационный ремонт.

01.12.1944 произошла авария электромотора вентилятора.

Летом 1945 года перевезена по железной дороге в Ленинград.

28.04.1945 в Росте на лодке были начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки на Краснознаменный Балтийский флот.

01.07.1945 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

С 01.07.1945 по 08.07.1945 была перевезена по железной дороге в Ленинград.

28.11.1950 выведена из боевого состава и отнесена к подклассу учебных подводных лодок.

28.02.1953 разоружена и переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки.

26.01.1957 отнесена к подклассу учебно-тренировочных станций.

30.06.1960 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

Подводная лодка "М-171". 1942 год.

Подводная лодка "М-171". 1942 год.

Командир "М-171" гвардии капитан 3 ранга Стариков В.Г. с переходящим красным

знаменем "Лучшей подводной лодке", которое экипаж удержал до конца войны. Июль 1942 года.

Автор фото – Е.Халдей.

 

 

Примечания:

{1} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.332] и [5, с.38] дата закладки подводной лодки – 10.09.1936; в [2, с.254] есть две версии о дате закладки подводной лодки – 10.09.1936 и 14.06.1936.

{2} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.332] и [5, с.38] дата спуска лодки на воду – 10.07.1937; в [2, с.254] есть две версии о дате спуска на воду – 10.07.1937 и 11.09.1937.

{3} Согласно [4, с.332], [5, с.38] и [9, с.78] Стариков командовал "М-171" до 21.03.1943; по данным [3, с.343] – до 06.03.1943.

{4} Согласно [2, с.254] "М-171" вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 25.12.1937; по данным [4, с.332]11.12.1937.

{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.38-41]:

29 боевых походов (132,7 суток).

20 торпедных атак (38 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.332-334]:

срок боевой службы – 46,5 месяцев (22.06.194109.05.1945);

28 боевых походов (128 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,09.

20 торпедных атак (38 торпед).

Хронологии походов, приведенные в [5, с.38-41] и [4, с.332,334], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [5]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

25.07.1941

02.08.1941

2-й боевой

10.09.1941

19.09.1941

3-й боевой

27.09.1941

26.09.1941

03.10.1941

4-й боевой

16.10.1941

24.10.1941

5-й боевой

12.11.1941

16.11.1941

6-й боевой

01.12.1941

14.12.1941

06.12.1941

19.12.1941

7-й боевой

21.01.1942

27.01.1942

8-й боевой

13.02.1942

20.02.1942

9-й боевой

19.03.1942

21.03.1942

22.03.1942

10-й боевой

21.03.1942

22.03.1942

11-й боевой

28.03.1942

29.03.1942

12-й боевой

16.04.1942

17.04.1942

21.04.1942

20.04.1942

13-й боевой

27.04.1942

28.04.1942

30.04.1942

29.04.1942

14-й боевой

04.05.1942

05.05.1942

08.05.1942

15-й боевой

19.05.1942

24.05.1942

23.05.1942

16-й боевой

13.06.1942

14.06.1942

20.06.1942

19.06.1942

17-й боевой

30.09.1942

02.10.1942

18-й боевой

06.10.1942

14.10.1942

19-й боевой

29.10.1942

06.11.1942

20-й боевой

10.12.1942

14.12.1942

21-й боевой

31.12.1942

06.01.1943

22-й боевой

28.01.1943

30.01.1943

23-й боевой

17.02.1943

19.02.1943

24-й боевой

26.02.1943

28.02.1943

25-й боевой

30.03.1943

01.04.1943

26-й боевой

04.04.1943

07.04.1943

27-й боевой

21.04.1943

01.05.1943

28-й боевой

09.10.1944

13.10.1944

29-й боевой

14.10.1944

17.10.1944

{6} В [1, с.65] лодке приписывается потопление 9 транспортов (в том числе 05.12.1941 – "Исланд", 29.04.1942 – "Куритиба") и повреждение 29.01.1943 транспорта "Илона Симерс".

Считавшийся потопленным 05.12.1941 норвежский транспорт "Island"/"Исланд" (638 брт) был потоплен 05.12.1941 британской подводной лодкой "Sealion" в районе Тана-фьорда. [5, с.85]

{7} Германская подводная лодка "U 585" вышла из Киркенеса 28.03.1942 в 22.00 (по среднеевропейскому времени) и пропала без вести в период с 29.03.1942 по 05.04.1942, однако она выходила на связь в последний раз 29.03.1942 в 15.32 (по среднеевропейскому времени). Поэтому "М-171" не может претендовать на потопление германской субмарины. [5, с.39]

{8} По данным [5, с.41] "М-171" была атакована германским самолетом Ju88 27.02.1943 в 15.38; согласно донесению В.Г. Старикова о походе [10]27.02.1943 в 16.00.

{9} Согласно [5, с.41] "М-171" попала в трал мотобота 28.04.1943 в 07.55; по данным [4, с.332] "М-171" попала в трал 24.04.1943, освободилась, но катерный тральщик преследовал лодку весь день.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[7] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12,1991; №№1-12,1992; №№1-12,1993 и №№1-10,1994.

[8] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[9] Платонов А.В., Лурье В.М. – Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.

[10] Данные, опубликованные М.Э. Морозовым на форуме "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".

Дополнительные страницы сайта по истории "М-171":

1. Торпедная атака "М-171" 02.10.1941.

2. Торпедная атака "М-171" 15.11.1941.

3. Торпедная атака "М-171" 05.12.1941.

4. Торпедная атака "М-171" 27.01.1942.

5. Торпедная атака "М-171" 20.03.1942 в 00.45.

6. Торпедная атака "М-171" 20.03.1942 в 13.19.

7. Торпедная атака "М-171" 22.03.1942.

8. Торпедная атака "М-171" 29.03.1942.

9. Торпедная атака "М-171" 20.04.1942.

10. Торпедная атака "М-171" 29.04.1942.

11. Торпедная атака "М-171" 23.05.1942.

12. Торпедная атака "М-171" 19.06.1942.

13. Торпедная атака "М-171" 13.12.1942.

14. Торпедная атака "М-171" 05.01.1943.

15. Торпедная атака "М-171" 29.01.1943.

16. Торпедная атака "М-171" 18.02.1943.

17. Торпедная атака "М-171" 27.02.1943.

18. Торпедная атака "М-171" 05.04.1943.

19. Торпедная атака "М-171" 12.10.1944.

20. Торпедная атака "М-171" 16.10.1944.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 03.04.2009.