Подводная лодка "М-103"

 

 

"М-103"

 

 

Серия

XII

 

Дата закладки

31.05.1940

Завод № 196, г. Ленинград

заводской № 137

Дата спуска на воду

12.10.1940

Дата подписания приемного акта

05.12.1940

Командиры

26.10.194031.07.1941 {1}

31.07.194108.1941 {1}

Вадим Дмитриевич Нечкин

Георгий Александрович Жаворонков

Принадлежность

29.12.1940

22.06.194108.1941

Краснознаменный Балтийский флот

8-й дивизион подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ

Боевой результат

2 боевых похода в Великой Отечественной войне (22 суток).{2}

Атак не совершала, побед нет.

Судьба

24.08.1941-25.08.1941 погибла в 8 милях к северу от острова Вормси, не вернувшись из 2-го боевого похода (21 член экипажа погиб).

В 1999 году обнаружена на глубине около 50 метров.

31.05.1940 заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 137) под литерно-цифровым обозначением "М-103".

12.10.1940 спущена на воду.

26.10.1940 командиром лодки назначен Вадим Дмитриевич Нечкин.

05.12.1940 подписан приемный акт.

29.12.1940 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

К началу войны находилась в Ханко в составе 8-й дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ под командованием капитан-лейтенанта В.Д. Нечкина. Лодка числилась во 2-й линии.

22.06.1941 в 11.05 прибыла в Палдиски.

30.06.1941 перешла из Палдиски в Таллин.

04.07.1941 перешла из Таллина в Палдиски.

06.07.1941 около 17 часов вышла из Палдиски в дозор на позицию № 9 в район северо-западнее мыса Ристна. Лодку сопровождали "БТЩ-211" (вскоре повернул назад для сопровождения "М-102"), "БТЩ-216" и 2 сторожевых катера. В 23.25 на меридиане маяка Тахкуна "БТЩ-216" подорвался на мине и затонул. Находившийся на тральщике командир 8-й дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Е.Г. Юнаков был тяжело ранен и подобран сторожевым катером. Командир "М-103" принял решение возвращаться в Палдиски.

07.07.1941 около 4 часов вернулась в Палдиски. Днем перешла в Рохукюлу.

08.07.1941 перешла из Рохукюлу в Триги, на переходе неоднократно подвергалась безуспешным атакам с воздуха.

1-й боевой поход (10 суток):

Вечером 08.07.1941 вышла из Триги через пролив Соэлавяйн в дозор на позицию № 9 в район северо-западнее мыса Ристна.

Патрулируя позицию с 09.07.1941 по 17.07.1941, неоднократно слышала шум винтов (в этом же районе с 11.07.1941 находилась германская подводная лодка "U 144"), но на поверхности ничего не обнаружила.

18.07.1941 около 18 часов в обеспечении сторожевого катера возвратилась в Триги.

20.07.1941 перешла из Триги в Таллин, отразив на переходе атаку самолета противника. В Таллине лодка прошла межпоходовый ремонт.

31.07.1941 командиром лодки назначен старший лейтенант Георгий Александрович Жаворонков.{1}

2-й боевой поход (10 суток):

13.08.1941 вышла из Таллина в разведывательный поход в Аландское море. До района мыса Ристна лодку сопровождали "БТЩ-203", "БТЩ-211", "БТЩ-215" и 2 сторожевых катера.

20.08.1941 отозвана с позиции, но в точку рандеву с тральщиками утром 21.08.1941 лодка не прибыла. В ответ на запрос о причине задержки с "М-103" ответили радиограммой, расшифровать которую не удалось.

Не прибыла лодка и утром 24.08.1941, хотя перед этим правильно отрепетировала время и координаты места встречи. Наконец вечером тех же суток командир лодки вновь вышел на связь и донес, что на субмарине осталось всего около двух тонн топлива. Показательно, что Жаворонков даже в последнем сообщении так и не смог указать свои координаты, и, видимо, двухкратная неявка в точку рандеву объяснялась именно закритическим состоянием штурманской подготовки. Поскольку не было никакой уверенности в том, что "М-103" сможет встретиться с эскортом с третьей попытки, Жаворонкову приказали идти в Таллин рекомендованными курсами самостоятельно. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (21 член экипажа погиб).

В 1999 году была обнаружена на глубине около 50 метров в 8 милях севернее острова Вормси.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв 24.08.1941-25.08.1941 на мине заграждения "D.2", выставленного германским минным заградителем "Brummer".

2. Ошибка личного состава или отказ техники.

 

Примечания:

{1} Согласно [3, с.272,319] старший лейтенант Г.А. Жаворонков заменил В.Д. Нечкина в должности командира лодки 31.07.1941; в [4, с.36] считается, что это произошло в 08.1941; в [5, с.317] указано, что старший лейтенант Г.А. Жаворонков назначен командиром лодки 21.07.1941.

{2} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.317]:

срок боевой службы – 2,2 месяца (22.06.194125.08.1941);

коэффициент боевой напряженности = 0,33.

 

 

 

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Балтийский флот. – М.: "Полигон", Комбат № 3, 2001. – 96 с.: ил.

[5] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[6] Морозов М.Э. – U-боты против подлодок. Германские субмарины на Балтике в 1941 г. – "Флотомастер" № 4, 2000 г.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 27.07.2008.