6.3.1945

А-5

(до 15.9.1934 – "Металлист" (№ 16),

до 3.2.1931 – "А.Г. 21")

 

 

Тип

"АГ"

 

Дата закладки

1916*

судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)*

завод "Наваль"**, Николаев

(достройка лодки из готовых секций)

Дата перезакладки

28.2.1917

Дата спуска на воду

осень 1917

Дата вступления в строй

1918

Командиры

27.6.19413.10.1942

29.12.1942 6.1944

6.1944 – 9.5.1945

Г.А. Кукуй

В.И. Матвеев

Н.П. Малов

Карьера

1918 – 12.1918

12.1918 – 26.4.1919***

30.12.1930

11.1.1935

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.194222.11.1942

22.11.19429.6.1944

9.6.19449.5.1945

Черноморский флот (белогвардейский)

ВМС англо-французских интервентов

Морские силы Черного моря

Черноморский флот

6-й дивизион подводных лодок ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

14 боевых походов в ВОВ (130 суток). Выполнила 7 торпедных атак (11 торпед); 11.6.1942 повредила румынский транспорт "Ardeal" (5695 брт), возможно 11.5.1944 повредила германскую быстроходную десантную баржу "F 568".

Судьба

27.8.1945 выведена из боевого состава флота, разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. В середине 1950-х годов**** исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

До 12.1918 входила в состав белогвардейского флота, затем была захвачена англо-французскими интервентами.

26.4.1919*** по приказу британского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя.

21.5.1928***** поднята.

30.12.1930 после восстановительного ремонта вошла в состав Морских сил Черного моря.

8.6.1931 затонула в результате аварии.

10.6.1931 поднята.

1.1.1932 вошла в строй.

В 1936-1938 прошла капитальный ремонт.

К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе в текущем ремонте.

27.7.1941 вступила в строй.

31.7.1941 вышла из Севастополя и 2.8.1941 прибыла в Поти.

1-й боевой поход (7 суток):

25.8.1941 в 20.30 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

1.9.1941 в 6.55 возвратилась в Поти.

2-й боевой поход (2 суток):

14.9.1941 в 20.18 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

15.9.1941 во время зарядки аккумуляторных батарей выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу.

16.9.1941 в 13.17 прибыла в Поти.

3-й боевой поход (6 суток):

2.10.1941****** в 0.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

8.10.1941 возвратилась в Поти.

4-й боевой поход (7 суток):

16.10.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

23.10.1941****** возвратилась в Поти.

5-й боевой поход (7 суток):

5.11.1941 в 22.20 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

12.11.1941 в 10.00 возвратилась в Поти.

6-й боевой поход (8 суток):

20.11.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

28.11.1941****** в 9.48 возвратилась в Поти.

7-й боевой поход (4 суток):

19.12.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

23.12.1941 возвратилась в Поти.

16.2.1942 вышла из Поти и 17.2.1942 прибыла в Очемчири.

18.2.1942 перешла из Очемчири в Поти.

25.2.1942 перешла из Поти в Очемчири.

25.2.1942 вышла из Очемчири и 27.2.1942 прибыла в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.

8-й боевой поход (11 суток):

5.3.1942 в 19.50 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.

7.3.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

12.3.1942 ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей.

16.3.1942 в 20.45 возвратилась в Севастополь.

25.3.1942 вышла из Севастополя и 27.3.1942 прибыла в Очемчири.

30.3.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла аварийный ремонт.

1.6.1942 перешла из Поти в Очемчири

2.6.1942 вышла из Очемчири и 4.6.1942 прибыла в Севастополь.

9-й боевой поход (14 суток):

7.6.1942 в 16.10 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.

Вечером 10.6.1942 прибыла на позицию.

11.6.1942 в 14.50 в районе Одесской банки на дистанции 25 кабельтовых обнаружила конвой противника в составе двух транспортов (в том числе румынский транспорт "Ardeal") в охранении германских катерных тральщиков "FR 2", "FR 4", "FR 7", "FR 8" и "FR 10". В 15.12 в точке 46°33,8' с.ш. / 30°45,3' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 3,5 кабельтова одну торпеду по транспорту (6000 тонн). Через несколько секунд услышан сильный взрыв. По зарубежным данным в точке 46°32,05' с.ш. / 30°56,05' в.д. получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский транспорт "Ardeal" (5695 брт), перевозивший авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе (5-8.8.1942 поднят и впоследствии введен в строй). В 15.15-15.37 катера охранения сбросили 18 глубинных бомб, от разрывов которых на лодке вышел из строя гирокомпас. В 16.06 на отмели обнаружила торпедированный транспорт "Ardeal".

13.6.1942, находясь в 3-4 милях от Одессы без хода под перископом, в 10.17 на дистанции 3-4 кабельтова обнаружила катер противника, идущий курсом на лодку. В момент ухода на глубину атакована 3 глубинными бомбами, в результате взрыва которых был деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы.

18.6.1942 начала возвращение в базу.

21.6.1942 в 7.20 прибыла в Туапсе.

21.6.1942 вышла из Туапсе и 22.6.1942 прибыла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт.

10-й боевой поход (17 суток):

18.7.1942 в 7.15 вышла из Очемчири на позицию № 31 в район Одессы.

25.7.1942 в 11.02******* в точке 46°22,8' с.ш. / 30°54,9' в.д., находясь в подводном положении, подорвалась на мине UMB заграждения S-33, выставленного румынскими минными заградителями "Dacia" и "Amiral Murgescu". В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. Получив тяжелые повреждения, лодка легла на грунт. Ночью, всплыв в надводное положение, приступила к устранению повреждений.

25.7.1942-29.7.1942 устраняла повреждения, находясь на позиции.

29.7.1942 вышла из Одесского залива.

3.8.1942 встречена БТЩ-404.

4.8.1942 в 6.40 прибыла в Очемчири.

18.8.1942 перешла из Очемчири в Поти, где начала аварийный ремонт.

26.1.1944 перешла из Поти в Очемчири.

11-й боевой поход (20 суток):

5.2.1944 в 18.32 вышла из Очемчири на позиции № 108-109 к южному побережью Крыма.

7.2.1944 в 4.05 прибыла на позицию.

В ночь на 21.2.1944 обнаружила конвой из пяти судов неустановленного типа, но из-за шторма и угрозы столкновения не смогла выйти в атаку.

23.2.1944 в 19.02 начала возвращение в базу.

25.2.1944 в 16.20 прибыла в Очемчири.

23.3.1944 перешла из Очемчири в Поти.

24.3.1944 перешла из Поти в Очемчири.

12-й боевой поход (16 суток):

11.4.1944 в 23.50 вышла из Очемчири в западную часть позиции № 7 в район западнее мыса Херсонес.

14.4.1944 в 5.10 прибыла на позицию, где утром обнаружила конвой противника в составе 6 германских быстроходных десантных барж и трех кораблей типа "KFK". В 9.34 в точке 44°23' с.ш. / 32°56,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 3,5 кабельтова две торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 33 и 39 секунд услышаны взрывы. По зарубежным данным в точке 44°30' с.ш. / 33°00' в.д. безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 342". Германские корабли наблюдали 2 торпеды, идущие мимо цели. Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб.

С утра 15.4.1944 в течение 5 часов подвергалась преследованию сторожевых кораблей и самолетов противника, сбросивших 72 глубинных бомбы.

Утром 22.4.1944 по данным, полученным от М-111, перехватила конвой, но из-за большого курсового угла не смогла выйти в атаку.

Утром 23.4.1944 обнаружила одиночное судно неустановленного типа, но из-за большого курсового угла не смогла атаковать. Днем обнаружила корабль, классифицированный командиром субмарины как канонерская лодка (450 тонн). В 10.58 в точке 44°01,9' с.ш. / 32°09' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 12 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Через 106 и 114 секунд услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным в точке 44°30' с.ш. / 32°00' в.д. безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 103" (возможно охранявший поврежденный германский танкер "Ossag" (2795 брт)), с которого наблюдали 2 идущие мимо торпеды. Преследования не было (вблизи лодки взорвалось 33 авиабомбы, сброшенных советскими самолетами на германский большой охотник).

Утром 24.4.1944 обнаружила 2 транспорта, но из-за большого курсового угла не смогла выйти в атаку. В 22.30 начала возвращение в базу.

27.4.1944 в 3.10 прибыла в Очемчири.

13-й боевой поход (3 суток):

2.5.1944 в 22.27 вышла из Очемчири в южную часть позиции № 7 в район западнее мыса Херсонес.

3.5.1944 в 13.05, следуя на позицию, в точке 42°47' с.ш. / 39°50' в.д. повредила винт о неизвестный плавающий предмет (по мнению командира лодки – бревно). Одна лопасть винта была сорвана, остальные – погнуты. Начала возвращение в базу.

5.5.1944 в 6.30 прибыла в Очемчири.

14-й боевой поход (8 суток):

8.5.1944 в 21.05 вышла из Очемчири на позицию № 10 в район юго-западнее мыса Сарыч.

10.5.1944 в 23.00 прибыла на позицию.

Утром 11.5.1944 обнаружила одиночную быстроходную десантную баржу. В 8.29 в точке 43°35' с.ш. / 32°10' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 5 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Через 40-45 секунд услышан взрыв – зарубежных данных нет, возможно повреждена германская быстроходная десантная баржа "F 568". При попытке всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб, которые легко повредили кормовые горизонтальные рули. В 10.59 наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку.

Утром 12.5.1944 обнаружила конвой противника, но из-за ошибки рулевого-горизонтальщика не смогла выйти в атаку. Днем был обнаружен другой конвой противника. В 10.47 в точке 43°50,4' с.ш. / 31°50' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (3000-4000 тонн) с дистанции 6 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован венгерский транспорт "Kassa". Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. После полудня обнаружила 2 мотобота противника. В 13.44 в точке 43°54,2' с.ш. / 31°50,2' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по мотоботу (150 тонн) с дистанции 4 кабельтовых одну торпеду. Услышан 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 318". Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими 9 глубинных бомб.

В ночь на 13.5.1944 обнаружила 2 конвоя, но из-за невыгодных курсовых углов не смогла выйти в атаку. Обнаружив очередной конвой противника (1 транспорт и 1 сторожевой катер), в 2.16 в точке 43°54,7' с.ш. / 32°21,2' в.д. из надводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по транспорту (5000 тонн) с дистанции 15 кабельтовых одну торпеду. Промах – зарубежных данных нет. В 2.22 начала возвращение в базу.

15.5.1944 в 16.35 при возвращении по ошибке атакована советским самолетом Пе-2, сбросившим 2 авиабомбы. Не дав опознавательных сигналов, лодка погрузилась.

16.5.1944 в 6.00 прибыла в Очемчири.

20.5.1944 перешла из Очемчири в Поти.

С 25.5.1944 по 10.6.1944 проходила докование.

С 1.7.1944 по 26.7.1944 проходила докование.

До окончания боевых действий находилась в текущем ремонте, а в 3.1945 начала капитальный ремонт.

27.8.1945 выведена из боевого состава флота, разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. В середине 1950-х годов**** исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

Примечания:

* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.

** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".

*** Согласно [1] и [2] лодка была затоплена на внешнем рейде Севастополя 22-24.4.1919. Согласно [4] – затоплена 23.4.1919.

**** Согласно [2] лодка сдана в отдел фондового имущества для разборки на металл 6.3.1947.

***** Согласно [4] лодка поднята 5.1.1928, согласно [1] и [2] – в 5.1928.

****** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [3]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

25.8.1941

1.9.1941

2-й боевой

14.9.1941

16.9.1941

3-й боевой

2.10.1941

1.10.1941

8.10.1941

4-й боевой

16.10.1941

23.10.1941

22.10.1941

5-й боевой

5.11.1941

12.11.1941

6-й боевой

20.11.1941

28.11.1941

29.11.1941

7-й боевой

19.12.1941

23.12.1941

8-й боевой

5.3.1942

16.3.1942

9-й боевой

7.6.1942

21.6.1942

20.6.1942

10-й боевой

18.7.1942

4.8.1942

11-й боевой

5.2.1944

25.2.1944

12-й боевой

11.4.1944

27.4.1944

13-й боевой

2.5.1944

5.5.1944

14-й боевой

8.5.1944

16.5.1944

Статистика по [4]:

срок боевой службы – 38,8 месяцев (22.6.1941 – 16.9.1944);

14 боевых походов (128 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,11.

******* Согласно [4] лодка подорвалась на мине в 11.08.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.

3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

5. Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

А-5

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Повреждения, полученные А-5 в результате подрыва на мине 25.7.1942.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ