Лодка

"М-201"

3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Н.И. Балин

Дата атаки

26.5.1944

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.50, 52]

[2, с.344]

[3, с.39]

Состав конвоя

восточный конвой:

1 транспорт, 8-10 сторожевых кораблей, 4-6 тральщиков, несколько сторожевых катеров

8 транспортов и 21 корабль охранения {1}

(обнаружен в 3.25 на дистанции 12-15 каб)

конвой был обнаружен воздушной разведкой, которая навела на него 4 подводные лодки

Время атаки

3.49

3.45

Место атаки

сектор № 04

70°42,2' с.ш. / 30°24,5' в.д.

район мыса Маккаур

Сюльте-фьорд {1}

Конгс-фьорд

Цель атаки

транспорт (6000 тонн) и створившийся с ним сторожевой корабль

пароход и корабль противолодочной обороны

Положение лодки

подводное

Способ атаки {2}

торп/ви

2 (1 – с НВС) /НТА

торп/?

2x2/НТА

торп/?

4/НТА

Дистанция

18 каб.

7-8 каб.

Результат атаки

через 170 секунд услышано 2 взрыва; между 4.10 и 9.30 зафиксировала 52 близких и 250-270 отдаленных взрывов, принятых за преследование {3}

потоплен сторожевой корабль {4}

(официальный результат)

было услышано 2 взрыва; потоплен корабль противолодочной обороны, пароход поврежден {4}

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой

"Lf-120-Ki": транспорты "Керкплейн", "Балтенланд", "Помпеи", "Х.Е. Фрицен", "Актив", "Хорст", буксир "Норд-31", танкеры "Гердмор" (норвежский), "Марштайнен", большие охотники "Uj 1209", "Uj 1219", "Uj 1220" и др.

8 транспортов и 21 корабль охранения {1}

конвой E.120:

8 транспортов и 21 корабль охранения

Время атаки

0.30

Место атаки

Сюльте-фьорд {1}

Сюльте-фьорд

Цель атаки

германский пароход

Результат атаки

промах; атака противником не зафиксирована

промах

промах; торпеды прошли за кормой кораблей; 3 охотника контратаковали лодку

Информация из других источников:

[4, с.69]:

"… потопила 3 транспорта и боевых корабля (в том числе … 26.5.1944 корабль противолодочной обороны "Uj 1764")". {4}

[5]:

"26 мая около 10 часов пл получила радиограмму от самолета-разведчика, в которой указывалось: «конвой противника 5 транспортов и 15 кораблей охранения, следуют курсом ост, скорость 8-10 узлов». Сообщались также его координаты (широта и долгота). Командир вместе со мной нанес на карту место конвоя и рассчитал курс для сближения с ним. Подводная лодка в надводном положении подошла почти к северной кромке минного заграждения, пользуясь частыми снежными зарядами, после чего погружалась и начала форсировать минное поле…

Через некоторое время пл форсировала минное поле, был дан отбой боевой тревоги, на вахту заступила одна боевая смена, вторая же смена, в предчувствии торпедной атаки еще и еще раз проверяла свои механизмы, чтобы во время атаки обеспечить выполнение всех приказаний командира пл. Вахтенным офицером заступил я. Подвсплыв под перископ, я обнаружил небольшой мотобот, который, видимо, находился в районе с целью наблюдения за нашими подводными лодками. Вскоре мотобот удалился из нашего района. Погода была штилевая, видимость хорошая. По нашим расчетам конвой должен был скоро появиться. Через некоторое время гидроакустик Кузнецов доложил: «Слышу шумы винтов группы кораблей, курсовой угол 10° левого борта». Подводная лодка всплыла под перископ, в указанном гидроакустиком направлении я обнаружил конвой противника. Доложил об этом командиру. Командир внимательно осмотрел горизонт в перископ и сказал мне, что это тот конвой, о котором получили донесение от самолета-разведчика. Была объявлена боевая тревога, торпедная атака. Так как мы шли контркурсом, то расстояние быстро уменьшилось.

По боевой тревоге я находился в боевой рубке вместе с командиром пл и обеспечивал ему все необходимые расчеты при торпедной атаке. Когда расстояние до конвоя было порядка 40 каб., командир дал мне вторично посмотреть в перископ, после чего спросил меня, что я видел? Я доложил, что ясно видел 3 транспорта в строю кильватера и много кораблей охранения (порядка 15 единиц). Командир пл сказал, что будем выходить в атаку по головному транспорту. В это время доложили из первого отсека о готовности торпедных аппаратов к стрельбе. В отсеках подводной лодки стояла тишина, лишь изредка доносились доклады о выполнении приказаний. Весь экипаж представлял единый боевой организм, послушный воле командира. Электрики точно выполняли приказания о даче необходимых ходов, трюмные и боцман точно удерживали, заданную глубину и плавучесть, гидроакустик четко докладывал направление на транспорты и корабли охранения. После очередного осмотра в перископ вдруг вблизи подводной лодки раздавалось несколько сильных взрывов. Как потом выяснилось, это самолет противника сбросил несколько бомб на подводную лодку. Чтобы не обнаружить себя вторично, подводная лодка погрузилась на глубину. Имея акустические пеленги на транспорты, подводная лодка легла на боевой курс. Справа и слева, от подводной лодки находились корабли охранения. Подводная лодка прорвала охранение и находилась между транспортами и кораблями охранения. Перед залпом командир решил посмотреть в перископ. В этот момент сторожевой корабль, находившийся с другого (правого) борта охранения створился с головным транспортом противника и обе цели пришли на угол упреждения.

Немедленно был дан четырехторпедный залп, подводная лодка задержалась на перископной глубине, и командир видел в перископ, как взорвался транспорт и сторожевой корабль, который немедленно затонул. После взрыва торпед на подводную лодку бросились корабли охранения и начали преследовать ее. Внутри корпуса подводной лодки ясно прослушивалась работа гидролокаторов кораблей охранения. Вначале частые постукивания по корпусу пл прослушивались по горизонтали, а потом по вертикали. Определялось точное место подводной лодки, а потом сбрасывалась серия глубинных бомб. Взрывы были очень близко от корпуса пл, но командир грамотно маневрировал, умело уходя от сброшенных глубинных бомб. Насколько близко сбрасывались бомбы можно судить по тому, что погружение бомб ясно прослушивалось внутри отсеков простым ухом. Следует отметить, что после шуршания минрепа по борту, это второе неприятное ощущение, когда ясно слышишь, как бомба плюхается (падает) в воду и дальше побулькивая, погружается на глубину, после чего следует взрыв. Вот где взорвется эта бомба - этого предугадать было нельзя, однако это держало все время под напряжением весь экипаж корабля.

Бомбежка подводной лодки длилась несколько часов, на нее было сброшено около 270 глубинных бомб, корпус сильно вздрагивал, но экипаж подводной лодки мужественно и стойко выполнял свой воинский долг. Из этой схватки с противолодочными кораблями победителем вышли подводники, до конца выполнив свой воинский долг перед Родиной.

До атаки и после атаки наш самолет-разведчик сфотографировал конвой. Анализ фотографий показал, что после атаки конвоя нашей подводной лодкой число оставшихся кораблей конвоя было на два корабля меньше.

Однако нашей пл было засчитано потопление сторожевого корабля и повреждение транспорта противника."

Примечания:

{1} Состав атакованного конвоя и место атаки в [2, с.344], по-видимому, относятся к данным атакованной стороны и взяты из [3, с.39].

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{3} На самом деле это были взрывы бомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота, а также глубинных бомб, сброшенных на "С-15", атаковавшую этот же конвой в 4.39. [1, с.50]

{4} Приписываемое некоторыми источниками потопление в этот день корабля противолодочной обороны "Uj 1764" не соответствует действительности. Германский большой охотник "Uj 1764" ("KFK 216") погиб 17.10.1944 в 2.06 в точке 58°22' с.ш. / 05°59' в.д. в бухте Эгерсунда, подорвавшись на мине, выставленной французской подводной лодкой "Rubis". [1, с.85] [3, с.39]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[5] Наянов В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский подплав".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 6.7.2006.