Атака "М-201" 19-го января 1944 года

 

 

Лодка

"М-201"

3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Н.И. Балин

(обеспечивающий – командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов)

Дата атаки

19.1.1944

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.50]

[2, с.344]

[3, с.38]

Состав конвоя

одиночное судно

Время атаки

21.44 – 2 торпеды

21.47 – 1 торпеда

21.48 – 1 торпеда

21.27

21.44

Место атаки

сектор № 2

70°52,7' с.ш. / 29°10,7' в.д.

рейд Берлевога {1}

70°52' с.ш. / 29°11' в.д.

Цель атаки

одиночный транспорт, стоящий на якоре

(6000 тонн)

транспорт (обнаружен в 20.30 на дистанции 12-15 кабельтовых)

пароход (6000 брт)

Положение лодки

надводное

Способ атаки {2}

торп/пр

2/НТА

торп/?

2/НТА

торп/пр

1/НТА

торп/?

2/НТА

торп/пр

1/НТА

Дистанция

8-9 каб. – 1-й залп

7-8 каб. – 2-3 выстрел

8,5 каб.

Результат атаки

при первом залпе – промах: торпеды взорвались в гавани по корме транспорта; после выпуска остальных торпед наблюдалось попадание и густые клубы дыма на транспорте

потоплен транспорт

(официальный результат)

первый залп – промах; вторым залпом пароход, стоящий на якоре потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

одиночное судно

Время атаки

Место атаки

район мыса Маккаур

Цель атаки

остов германского транспорта "Наталь"

(3172 брт) {3}

транспорт "Natal" (3127 брт) на мели {3}

остов германского парохода "Natal" {3}

Результат атаки

промах

промах

промах; все 4 торпеды взорвались от удара о берег к востоку от остова судна

Информация из других источников:

[4, с.236]:

"Первой успеха добилась "М-201" капитан-лейтенанта Н.И. Балина. 19 января /1944 года/ она потопила вражеский транспорт двухторпедным залпом."

[7]:

"19 января /1944 года/ с наступлением темного времени суток, подводная лодка всплыла для поиска противника в надводном положении. Около 23 часов наблюдатель боцман Волков Н.Н. обнаружил на фоне темного скалистого берега крупный транспорт, выходивший из порта Берлевог и доложил об этом вахтенному офицеру лейтенанту Штылеву, который доложил командиру пл капитан-лейтенанту Балину Н.И. Поднявшись на мостик, командир ясно увидел силуэт транспорта, выходившего из порта Берлевог в охранении двух катеров. Была объявлена боевая тревога, но в это время северное сияние осветило транспорт и подводную лодку. Нужно было быстрее маневрировать и выпускать торпеды, пока противник не обнаружил пл. Заняв нужную позицию для стрельбы, командир произвел 4-х торпедный залп по транспорту, водоизмещением 6-8 тыс. тонн. Через 30-35 секунд командир ясно видел мощный взрыв, две торпеды попали в цель, и транспорт разломился на 3 части и немедленно затонул. Подводная лодка погрузилась. Два катера начали сбрасывать глубинные бомбы, которые рвались далеко от подводной лодки. Подводная лодка пошла под минное поле и, форсировав его, всплыла в надводное положение и направилась в базу, куда прибыла 21 января в 11 часов. Это была первая победа пл, она вселила уверенность в свои силы и возможности всему экипажу."

Примечания:

{1} В момент торпедной атаки подводная лодка имела невязку на 25 миль к востоку. [1, с.50]

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{3} Германский транспорт "Natal" (3172 брт):

длина – 103 м,

ширина – 14,73 м,

осадка – 6,37 м,

мощность паровой машины – 247 л.с.

Построен в 1921 на верфи "Neptun AG" в Ростоке под названием "Eupatoria", до 1928 принадлежал компании "Deutsche Levante Line", затем был передан компании "Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft" (HAPAG), в 1936 продан компании "Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft" и переименован в "Natal". В 1940 реквизирован ВМС Германии. [5] [6]

7.1.1944 в 16.45 был выброшен штормом в районе мыса Маккаур и, после неудачной попытки снять его с камней, признан потерянным. Впоследствии, став своеобразным "полигоном торпедных стрельб" для Северного флота, неоднократно по ошибке атаковывался советскими подводными лодками и торпедоносцами: 19.1.1944 "М-201", 31.1.1944 "М-105", 10.3.1944 "М-104", 12.6.1944 "С-14", 16.6.1944 "М-201"; 6.7.1944, 9.7.1944 и 11.7.1944 – торпедоносцами ВВС Северного флота. [1, с.31]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с.: 6 л. ил.

[5] Сайт www.theshipslist.com.

[6] Dictionary of disasters at sea during the age of steam (1824-1962).

[7] Наянов В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский подплав".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 6.7.2006.