Атака "Щ-214" 5-го ноября 1941 года

 

 

Лодка

"Щ-214"

4-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота

Командир

капитан-лейтенант В.Я. Власов

(обеспечивающий – капитан 3 ранга Б.А. Успенский)

Дата атаки

05.11.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.74]

[2, с.191, 541]

[3, с.106]

Состав конвоя

одиночный танкер

танкер и 3 эскадренных миноносца {1}

(обнаружены в 21.19 на дистанции 15 каб.)

танкер

Время атаки

21.38

Место атаки

позиция № 24

41°52,5' с.ш. / 28°22,2' в.д.

район мыса Курубурун

41°52,5' с.ш. / 28°22,2' в.д.

район мыса Куру-Бурну

Цель атаки

танкер (9000 т)

танкер

Положение лодки

надводное

?

Способ атаки {2}

торп/пр

1/?

Дистанция

4 каб.

?

Результат атаки

через 45 секунд наблюдался взрыв торпеды, через 40 минут – гибель судна; после гибели танкера поверхность моря была покрыта слоем бензина

танкер потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

итальянский танкер "Торчелло" (3336 брт) {3}

итальянский танкер "Torcello" (3336 брт) {3}

и 3 эскадренных миноносца {1}

итальянский танкер "Torcello" (3336 брт) {3}

Время атаки

?

?

21.00

Место атаки

?

42°55' с.ш. / 28°03' в.д.

Цель атаки

итальянский танкер "Торчелло" (3336 брт)

итальянский танкер "Torcello" (3336 брт)

Результат атаки

потоплен итальянский танкер "Торчелло"

(3336 брт), следовавший в балласте в Констанцу

(3 погибших)

потоплен итальянский танкер "Torcello" (3336 брт), шедший в балласте

потоплен итальянский танкер "Torcello" (3336 брт)


Описание атаки из разных источников:

[4, с.23]:

"Утром 4-го ноября "щука" безрезультатно выпустила торпе­ду по одиночному судну, но вечером следую­щего дня добилась выдающегося успеха. Об­наружив крупный транспорт, шедший без от­личительных огней, Власов решительно вы­шел в атаку в надводном положении, и в 21.38 поразил цель торпедой. Ею оказался италь­янский танкер "Торчелло" (3336 брт), который лишь немного не дошел до точки рандеву с ру­мынскими эсминцами. Потеряв второй танкер (первый – "Суперга" – был потоплен "Щ-211" еще 29 сентября), итальянское командование до весны 1942 года отказалось от посылки наливных судов в Черном море."

[5, с.20]:

"Через трое суток, находясь в крейсерском положении, "Щ-214" обнаружила ночью вражеский танкер. Первым заметил его вахтенный командир комсомолец старший лейтенант Луконидин.

– Вперед полный! – приказал командир и начал атаку.

Приготовленная комсомольцами Протоцким и Хренниковым торпеда точно прошла по заданному направлению и попала в цель. Через полчаса Черное море сомкнулось над танкером. Лодка не уходила из района атаки до тех пор, пока командир и его помощник не убедились, что танкер скрылся в волнах."

Схема атаки [1, с.75]

Итальянский танкер "Торчелло" [1, с.74]

Примечания:

{1} Из каких источников Платонов А.В. брал состав атакованного конвоя: по донесению командира лодки или по документам противника – неизвестно. Поэтому данные дублируются в 2-х разделах таблицы.

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{3} Итальянский танкер "Torcello" принадлежал компании "Soc. Italiana Petroliere d'Oriente".

Основные характеристики:

вместимость – 3336 брт (по другим данным, относящимся к ранней истории судна – 3438 брт)

наибольшая длина – 103,33 м

длина между перпендикулярами – 100,6 м

ширина – 12,84 м (по другим данным – 13,1 м)

осадка – 8,75 м

паровая одновинтовая двигательная установка – 265 л.с.

скорость – 9 уз.

Танкер построен в 1892 году на верфи "Palmers' Co" в Ярроу (Великобритания) под названием "Astrakhan".

Построечный номер – 667

Дата спуска на воду – 09.07.1892

Дата окончания постройки – 08.1892.

После достройки танкер принадлежал ливерпульской компании "Astrakhan S.S.Co Ltd (Tapscott)" (по другим данным – "H. E. Moss & Co").

В 1929 году продан Германии и переименован в "Gustav Schindler".

В 1935 году продан Италии и переименован в "Torcello". [6] [7]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.

[5] Саватеев П.Н. – Удары из морских глубин. – М.: Воениздат, 1961. – 136 с.

[6] Сайт «Miramar Ship Index»

[7] Сайт «Dictionary of disasters at sea during the age of steam (1824-1962)»


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 22.12.2007.