|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Н.Е. Егоров |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
2 транспорта у стенки причала |
3 транспорта у причала (обнаружены в 17.15) |
? |
Время атаки |
17.35 |
17.36 |
|
Место атаки |
порт Линахамари |
порт Лиинахамари |
Liinahamaari |
Цель атаки |
2 транспорта (8000 и 4000 тонн) |
транспорт |
пароход (5000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/пр 2/НТА |
торп/? 2/НТА |
|
Дистанция |
6 каб. |
? |
|
Результат атаки |
торпеды были выпущены на циркуляции; услышаны взрывы; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем в течение 2-х часов германские корабли сбросили 34 глубинные бомбы; в результате близких разрывов вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры; через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр |
промах; в момент залпа лодка всплыла на поверхность и была обстреляна
артиллерийско-пулеметным огнем; затем атакована катерами-тральщиками; в
результате близких разрывов глубинных бомб вертикальный руль стал
перекладываться с трудом, были повреждены глубиномеры, через поврежденный
клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр |
пароход потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
германский транспорт
"Альдебаран", норвежские транспорты "Мимона" и
"Кристиан Сендинг"{2} |
? |
германский пароход "Aldebaran" (7896 брт),
норвежские пароходы "Mimona"
(1147 брт) и "Ch.
Sending"{2} (3076 брт) |
Время атаки |
? |
16.35 |
|
Место атаки |
порт Лиинахамари |
Liinahamaari |
|
Цель атаки |
? |
германский пароход "Aldebaran" (7896 брт) |
|
Результат атаки |
промах; в момент залпа лодка всплыла
на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем; затем
атакована моторными тральщиками "R 155" и "R 162",
сбросившими в течение 2-х часов 28 глубинных бомб |
промах; в момент залпа лодка
всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем;
затем атакована катерами-тральщиками "R 155" и "R 162",
сбросившими 28 глубинных бомб |
промах; обе торпеды взорвались от удара о пирс |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"ПЛ "М-174",
находившаяся на позиции на подходах к бухте Печенга, с 19 сентября не обнаруживала противника.
Командир ПЛ принял решение проникнуть в бухту Печенга. В 15.45 ПЛ вошла в
бухту, а в 17.20 – в порт Лиинахамари. Подводная лодка обнаружила там три
транспорта, стоявшие у стенки под разгрузкой, и на циркуляции с дистанции 6 кб
выпустила по двум транспортам две торпеды. Не имея установки беспузырной
торпедной стрельбы, ПЛ после залпа всплыла на поверхность под рубку с
дифферентом около 15° на корму и тем самым обнаружила себя. Противник открыл по
ПЛ артиллерийский и пулеметный огонь. Выровняв дифферент, ПЛ погрузилась и на
глубине 40-45 м пошла из гавани на выход. В узкой части бухты на ПЛ были
сброшены 34 глубинных бомбы катерами-охотниками. Бомбы рвались очень близко от
ПЛ. От их взрывов ПЛ получила некоторые повреждения и лишилась освещения. В
18.45 ПЛ на глубине
"Пл "М-174"
вошла в порт Линахамари, где атаковала 2 транспорта, но выпущенные ею торпеды
не взорвались. Несмотря на преследование, пл благополучно вышла из бухты,
пробыв под водой почти 21 час."
"26 сентября в
Линахамари снова проникла подводная лодка "М-174".
На этот раз ей удалось потопить транспорт противника. Однако в момент залпа
лодка подвсплыла, ее рубка показалась на поверхности, и "М-174"
была обнаружена. По ней был открыт огонь с береговой батареи, высланы для
преследования катера. Предполагая, что катера будут бомбить лодку в средней
части залива, командир поспешил подойти ближе к берегу. Маневр оказался
удачным, бомбы сбрасывались по оси фарватера. Лодка же, получив лишь легкие
повреждения, благополучно возвратилась в базу."
"Второй поход в конце сентября 1941 года тоже заканчивался безрезультатно, и в конце его командир лодки Н.Е. Егоров, посоветовавшись со своими офицерами, решил зайти в Печенгский залив, в порт Лиинахамари. После полудня мы втянулись в узкий залив, изредка наблюдая за обстановкой по перископу. Наконец у одного из причалов мы обнаружили 2 немецких транспорта, а в глубине залива – сторожевик и несколько катеров-охотников за подводными лодками. Торпеды по транспортам выпустили веером, на повороте на обратный курс. Вскоре раздались два мощных взрыва.
В начале войны на наших подлодках еще не было устройства бес-пузыревой стрельбы торпедами, поэтому, когда торпеда выстреливалась, нос лодки выскакивал вверх от облегчения, а перед этим на поверхности воды образовывались огромные пузыри от сжатого воздуха, которым выстреливались торпеды. Рубку и нос выбросило на поверхность, погрузить лодку обратно под воду удалось лишь через 1,5 минуты, набрав воды из-за борта прямо в центральный отсек.
Сторожевик и катера начали обстрел лодки из орудий и крупнокалиберных пулеметов и двинулись на нас для атаки глубинными бомбами. Обратно мы выходили на глубине 60-70 метров. Начали рваться глубинные бомбы. Когда катера проходили над нами, от взрыва одной из бомб заклинило руль в положении "право на борт", и лодка начала разворачиваться к восточному берегу. К счастью, от взрыва следующей бомбы руль начал снова действовать нормально, и мы последовали вслед за катерами-охотниками на выход под грохот все удаляющихся взрывов. Полопались лампочки и плафоны, вышло из строя электрическое управление вертикальными и горизонтальными рулями, сорвало круг освещения перископа, лопнули визиры топливных цистерн.
Около 19 часов лодка коснулась
грунта двадцатиметровой банки на выходе из залива и затаилась на ней. Катера,
сбросив 34 глубинных бомбы около входа в залив, так и не смогли нащупать нашу
"Малютку". Ночью лодка всплыла, отошла от берега и после сообщения в
штаб взяла курс на Полярный."
Примечания:
{1}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр);
2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
{2} Теплоход-рефрижератор
"Viator" (3076 брт) был спущен на воду в Копенгагене (Дания), где и
был реквизирован Кригсмарине. До 27.10.1941
плавало под норвежским флагом в интересах германского командования под прежним
наименованием. С 27.10.1941 судно стало
формально принадлежать Германии и в дальнейшем было переименовано в
"Christian Sinding".[7]
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Версия Гатчинского
архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 09-1991.
[6]
Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. –
М.: Воениздат, 1981.
[7]
Сайт http://warsailors.com.
Дата последнего изменения: 12.01.2009.